Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Разделы: Логопедия


На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитание в семье, в социуме, а также состояние окружающей среды. Те или иные трудности в обучении испытывают дети с особенностями психофизического развития. К данной категории - категории детей с трудностями в обучении - относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Тем самым подчеркивается, что в указанную категорию не входят дети, которые не усваивают массовые программы в силу выраженных отклонений в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы). 

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в дисграфию и дислексию. А значит, ребенку будет необходима помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Каковы же ошибки, которые должны насторожить?

  • отсутствие границ предложений;
  • ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка);
  • пропуски согласных в стечениях;
  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме;
  • смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство: б-д, п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
  • Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  • Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной; фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов, слитное написание слов в предложении.
  • нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки, и др.

Итак, чтобы предупредить нарушения письменной речи необходимо развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию:

  • Развивать тонкие движения рук.
  • Развивать подражательную деятельность (мелкие и крупные движения с использованием различных стихов, пальчиковых игр).
  • Учить детей зрительно контролировать ручную деятельность.
  • Совершенствовать умение рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной длины и толщины, создавать сочетание прямых и наклонных линий.
  •  Продолжать учить рисовать по трафарету знакомые предметы симметричной (с дорисовыванием второй половины самостоятельно или по опорным точкам) и несимметричной формы.
  •  Продолжать учить рисовать по трафарету домашних и диких животных, птиц и т.д. с дорисовыванием недостающих деталей цветным карандашом.
  •  Продолжать учить писать буквы ручкой, рисовать их на доске мелом, фломастерами, на подносах с увлажненным песком.
  • Продолжать учить соблюдать заданные пространственные границы при раскрашивании, штриховке. Предлагать детям восковые и обычные мелки, карандаши, фломастеры, краски (обычные и пальчиковые).
  • Выполнять одной и двумя руками:
  • Раскатывание колбаски из пластилина под стихотворный ритм — вперед, назад (дерево, человек).
  • Скатывание колобка под стихотворный ритм — вправо, влево (снежный ком, снеговик).
  •  Посыпание поверхности — пальцы в щепоти, крупа, соль ("снег").
  • Обмазывание снаружи и изнутри предметов пластилином, вдавливание мелких деталей, камешков, семян.
  • Отрывание ваты от куска, приклеивание ("снег", "сугробы").

Цель приведенных далее упражнений – помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезии). И еще одна особенность предлагаемых упражнений: работа ведется на материале слов и предложений – значимых смысловых единицах речи.
Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

Упражнение "корректурная проба".

Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое? Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т. д.

Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа и синтеза даётся опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго за​держиваться на этом способе выполнения. На протяжении всей начальной школы учитель развивает все более сложные формы фонематического анализа и синтеза, развивает зрительную и речеслуховую память, формирует умение анализировать морфологическую структуру слова, выделять корень, суффикс и окончание, расширяет и уточняет словарный запас слов и т.д. поэтому гармоничное включение этих заданий в процесс обучения будет полезно вдвойне, т.к. будет являться и закреплением полученных знаний и профилактикой нарушений письменной речи у школьников.

Используемая литература.

  1. Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998.
  2. Ракитина В.А. "Предупреждение нарушений чтения и письма".
  3. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие. – М.,2006.
  4. Ястребова А.В. Коррекция недостатков у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.