Адаптированная образовательная программа для детей 5–7 лет с НОДА

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Соавторы программы
И.М. Абакова
Т.А. Воронина
Е.А. Кирикова

 

Содержание

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
1.3. Планируемые достижения
2. Содержание программы
2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения
2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с НОДА педагогом-психологом
2.2.2. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-логопедом
2.2.3. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-дефектологом
2.2.4. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателями
2.2.5. Лист сопровождения ребёнка с НОДА музыкальным руководителем
2.2.6. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателем по физической культуре
2.2.7. Лист сопровождения ребёнка с НОДА инструктором по физической культуре (плавание)
3. Промежуточный мониторинг развития ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база
Методическая литература

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АОП) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) является программным документом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), посещающих ДГ ГБОУ «Школа №1387», которым в установленном порядке по заключению ЦПМПК рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе для детей с НОДА.

АОП составлена в соответствии с нормативными и инструктивными документами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (последняя редакция);
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  • «Декларация прав ребёнка»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.

АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Опорно-двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – это дети с различными отклонениями в состоянии соматического, психологического, психического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающей образовательной среде, отвечающей их особым образовательным потребностям. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» НОДА носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства органического или периферического типа. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительным разнообразием и различной степенью выраженности нарушений. Однако можно выделить некоторые сходные нарушения. Дети с НОДА часто интеллектуально сохранны, тем не менее, у них отмечаются не грубые нарушения когнитивной сферы, эмоционально волевая и личностная незрелость. Эти нарушения вызывают трудности в своевременном формировании всех видов детской деятельности. Эмоционально-волевая незрелость у отдельных детей с НОДА проявляется в эмоциональной лабильности, ригидности, тревожности, патологических страхах или аффективности. У некоторых детей с НОДА отмечается недостаточный уровень мотивации к познавательной деятельности, что связано с общей ослабленностью и астенией. У отдельных детей с НОДА отмечаются негрубые нарушения мышления (пространственная ориентировка), внимания (недостаточно устойчивое, низкая концентрация), трудности с запоминанием информации. Дети с НОДА отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений. У них замедлены моторика речи и письма, нервная реакция, расстроена координация движений. Речевое развитие детей с НОДА  имеет свою специфику и проявляется в более длительных сроках коррекции.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

  • Неврологический характер двигательных расстройств. Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
  • Поражение ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Актуальность АОП для детей с НОДА обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в Дошкольных группах ГБОУ «Школа №1387» в условиях инклюзивного образования. АОП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание  и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • создание ребенку с НОДА специальных условий для осуществления образовательной  деятельности, всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
  • консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) ребенка с НОДА.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с НОДА.

1.3. Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования детей дошкольного возраста с НОДА выражены в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных знаний, умений и навыков ребенка к окончанию старшей группы.

Гибкость и пластичность психофизиологии ребенка дошкольного возраста позволяют успешно корректировать дефициты развития и достигать желаемых результатов. В то же время, необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому результаты освоения образовательной программы выражены в виде целевых ориентиров, которые не являются основой объективной оценки уровня развития детей в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности. Настоящие требования являются ориентирами для изучения характеристик образования детей, решения задач формирования АОП и взаимодействия с семьями воспитанников.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.  

Целевые ориентиры освоения АОП ребёнком с НОДА старшего дошкольного возраста:

Речевое развитие:

− усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
− понимает различные формы словоизменения;
− понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
− понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
− дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
− правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
− употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;
− образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
− пересказывает без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;
− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
− повторяет слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи, паузация нормальные.

Социально-коммуникативное развитие:

− владеет основными навыками продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в игре, общении, конструировании и др.;
− выбирает себе занятие, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
− участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
− способен точно передать сообщение собеседнику;
− пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, умеет сотрудничать в процессе игры, участвует во взаимопомощи и взаимной поддержке;
− использует в играх знания, полученные на занятиях в процессе образовательной деятельности, из книг, мультфильмов, общения со взрослыми и т.д.;
− стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие:

− сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет выражать их в речи;
− способен обобщать предметы и объекты в понятийные группы;
− может показать на предложенных картинках названные действия;
− называет по картинкам предложенные предметы и их части;
− использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
− воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
− владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти;
− определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;
− определяет времена года и части суток;
− использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество. Называет все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»;
− умеет конструировать из различного материала с помощью взрослого;
− создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

Художественно-эстетическое развитие:

− стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
− владеет навыками вырезания;
− знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
− имеет элементарные представления о видах искусства в соответствии с образовательной программой;
− эмоционально откликается на художественную литературу и фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений, понимает содержание;
− проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
− эмоционально воспринимает музыку, выделяет части музыкального произведения по темпу, узнает произведение по отдельным фрагментам, различает звуки по высоте, различает музыкальные инструменты по звучанию;
− во время пения произносит все слова, своевременно начинает и заканчивает песню;
− импровизирует мелодию на заданный текст, сочиняет мелодию различного характера;
− передает через движение характер музыки, выполняет простейшие перестроения.

Физическое развитие:
− выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
− выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
− выполняет разные виды бега;
− сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
− осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
− знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
− владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

2. Содержание программы

Список литературы

Нормативная база:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (последняя редакция);
  4. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
  5. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;
  6. «Декларация прав ребёнка»;
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 
  9.  СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.

Методическая литература:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной).
  2. Азова Е.А., Чернова О.О., Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. – М. Сфера, 2010.
  3. Алиева Т.А., Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 5—7 лет. — М., 2014.
  4. Алябьева Е.А., Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5—6 лет. — М., 2013.
  6. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. — М., 2014.
  7. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. — М., 2012.
  8. Бардышева Т.Ю., Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. - М.: Скрипторий 2003, 2015.
  9. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010.
  10. Бойков Д.И., Бойкова С.В., Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет.
  11. Булатова М.М., Сахновский К.П., Плавание для здоровья.
  12. Вавилова Е.Н., Учите бегать, прыгать, лазать, метать.
  13. Велитченко В.К., Физкультура для ослабленных детей.
  14. Гарбузов В.И., Нервные дети: советы врача. – Л.: Медицина, 1990.
  15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко.
  16. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О. Смирновой.
  17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников. (Пособие для воспитателей детского сада). Под ред. Л.А.Венгера. М., Просвещение, 1973.
  18. Дурова Н.В., Рычагова Е.С. Я читаю, я играю, я учусь: Книга для развития навыков чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2003.
  19. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилёва И.А., Соловьёва И.Г., Титкова Т.В., Настольная книга педагога-дефектолога/ Серия «Сердце отдаю детям» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
  20. Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н., Ритмика в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ.
  21. Ефименко Н.Н., Театр физического воспитания дошкольников.
  22. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф., 100 комплексов ОРУ  для младших дошкольников.
  23. Зарин А., Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии.
  24. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Под ред. Тарасовой К.В. — М., 2011.
  25. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З.И. Бересневой.
  26. Иванова С.Н., Диагностика и коррекция цветом и рисунком.
  27. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
  28. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.: ИНТ.
  29. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  30. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Л.А.Парамоновой. – Издательство «Творческий центр Сфера» М.-2014.
  31. Иншакова О.Б.: Альбом для логопеда.
  32. Калинина Р.Р., Тренинг развития личности дошкольника.
  33. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников.
  34. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. — М., 2011.  
  35. Колганова В.С., Пивоварова Е.В., Нейропсихологические занятия с детьми.
  36. Комарова Л.А., Автоматизация звуков в игровых упражнениях.
  37. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной.
  38. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5— 6 лет. Авторы: Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.
  39. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет. Авторы: Васюкова Н.Е., Родина Н.М. — М., 2014.
  40. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Автоматизация звуков у детей.
  41. Лебедев В.Б., Барашнев Ю.И., Якунин Ю.А., Невропатология раннего детского возраста. – Л.: Медицина, 1981.
  42. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие.
  43. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И., Общеразвивающие упражнения в детском саду.
  44. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2014.
  45. Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).
  46. Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).
  47. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.
  48. Мастюкова Е.М., Физическое воспитание детей с церебральным параличом.
  49. Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду (по Кучеровой Е.В.) (тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет»).
  50. Методические рекомендации по реализации программы «Истоки». Старший дошкольный возраст (5—7 лет). — М., 2014.
  51. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы "Истоки"/ Составитель Трифонова Е.В. — М., 2013.
  52. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/авт.-сост. Е.И. Подольская.
  53. Нищева Н.И., Занимаемся вместе.
  54. Нищева Н.И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
  55. Осокина Т.П. Обучение плаванию в детском саду, 1985 г.
  56. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.
  57. Пантелеева Л.В. Музей и дети. — М., 2000.
  58. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М., 1999.
  59. Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет.
  60. Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка. СПб: СОЮЗ, 1997.
  61. Пилипко Н.В., Приглашение в мир общения.
  62. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/Под ред. Л.В.Шапковой.
  63. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Старший дошкольный возраст / Сост.: Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л.. — М., 2009.
  64. Полеся Г.В., Петренко Г.Г., Лечебное плавание при нарушениях осанки и скалиозе у детей; Киев 1979 г.
  65. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А., Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни.
  66. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» /под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  67. Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной паталогией в первые годы жизни: Методическое пособие.
  68. Протченко Т.А., Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет. «Айрис  пресс» Айрис дидактика 2003 г.
  69. Протченко Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников,1987 г.
  70. Протченко Т.А., Семенов Ю.А., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. «Айрис» 2003 г.
  71. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. – М.: Просвещение, 2008.
  72. Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост.  Г.А. Урунтаева.
  73. Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. — М., 2014.
  74. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. — М., 2014.
  75. Развитие игры детей 5—7 лет. Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. — М., 2014.
  76. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. — М., 2005.
  77. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Песок. Глина. Камни. — М., 2005.
  78. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. Программа экологического образования дошкольников.
  79. Семаго Н. Я. Семаго М. М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
  80. Семенович А.В., Метод замещающего онтогенеза.
  81. Симина Т.Е., Использование инновационных технологий при обучении плаванию детей 4 – 6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  82. Симонова Н.В., Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом.
  83.  Смирнова И.А., Развитие познавательной деятельности.
  84. Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  85. Строева И.А., Обучение прикладному плаванию младших школьников. 1975 г. ТЦ Сфера.
  86. Теремкова Н.Э., Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
  87. Тювина М.А., Психические заболевания: клиника, лечение, профилактика. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  88. Федорова Л.И., Учимся общаться.
  89. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. и др., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
  90. Фипсок Я.П., Плавание для всех.1979 г.
  91. Фирилева Ж., Сайкина Е., Са-Фи-Дансе.
  92. Фомина Н.,  Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в ритме сказок.
  93. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения/авт.-сост. Т.Г.Анисимова, С.А.Ульянова.
  94. Фролов В.Г., Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
  95. Черная Н.Л., Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие.
  96. Шарохина В.Л.,  Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.
  97. Шипицына Л.М., Азбука общения (основы коммуникации).
  98. Щетинин М.Н., Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.