Предмет: Основы Безопасности Жизнедеятельности.
Класс – 8.
Тип урока:Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия.
Содержательная цель: сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.
Образовательная цель: открытие новых знаний по основам ЗОЖ и неинфекционных заболеваний современного человека.
Формирование УУД:
- Личностные действия: самоопределение личного отношения к нормам ЗОЖ и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний.
- Регулятивные действия: оценить собственный образ жизни, запланировать дальнейший стиль жизни и сделать коррекцию поведения.
- Познавательные действия: научиться правильно оценивать свой уровень здоровья и состояния ССС.
- Коммуникативные действия: научиться правильно и точно выражать свою позицию по отношению к ЗОЖ, помогать своим товарищам оценить правила ЗОЖ и применить их на практике.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «ОБЖ 8 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, интернет, электронное пособие по ОБЖ, презентация к уроку.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, ПК.
Цель использования информационных технологий на уроке:
- сделать урок современным (использование ТСО);
- приблизить урок к мировозрению современного ученика, который больше слушает и читает, чем читает и говорит, предпочитает информацию получать с помощью современных гаджетов.
Время урока: 45 минут.
Этапы урока
1. Организационный момент (1-2 минуты)
- Приветствие класса;
- Перекличка, отметить отсутствующих.
2. Актуализация знаний (3-4 минут)
Вопрос – Что такое образ жизни! (Слайд - 3)
Спросить 1-2 обучающихся
Образ жизни - система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, семейных традициях, правилах, нормах поведения, знаниях законов жизнедеятельности.
Постановка учебной задачи (3-4 минуты)
Вопрос – Если мы дали определение образу жизни, то зачем нас это интересует?
(Слайд - 4)
Образ жизни определяет состояние здоровья человека (20% - наследственность, 10% - медицина, 20% - окружающая среда, 50% - образ жизни)
3. Открытия нового знания через метод проблемно-поискового диалога. 7-8 минут
Вопрос – Что такое ЗОЖ! (Слайд - 5) – фрагмент фильма про «моржей»
Фрагмент фильма «закаливание детей» (Слайд - 6)
Спросить 1-2 обучающихся
ЗОЖ - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, социальной, техногенной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных ЧС.
Вопрос – Почему следует считать ЗОЖ индивидуальной системой поведения человека! (Слайд - 7)
Спросить 1-2 обучающихся
Потому что каждый человек уникален! Он имеет индивидуальную наследственность, индивидуальные семейные традиции, а следовательно и воспитание и индивидуальную окружающую среду.
Первичное закрепление (3-4 минуты)
Вопрос! – Какие факторы влияют на здоровье человека! (Слайд - 8)
Фронтальный опрос-ответ (8-10 обуч.)
Факторы, влияющие на здоровье человека
Положительные | Отрицательные |
Режим дня |
Курение |
Рациональное питание |
Алкоголь |
Закаливание |
Наркотики |
Физические упражнения |
Стресс |
Положительные эмоции |
Неблагоприятная экологическая обстановка |
Хорошая экология |
Отсутствие физических нагрузок |
Вопрос – проставить цифрами оба фактора по степени риска для здоровья человека
(выполнить задание в тетради по ОБЖ)
Самостоятельная работа с поверкой. Самоанализ и самоконтроль
Вопрос – какие задачи надо решить для построения своей индивидуальной системы поведения, для укрепления и сохранения здоровья!
Спросить 1-2 обучающихся
(слайд - 6)
Ответ – Для этого надо решить следующие задачи:
- четко и конкретно сформулировать цель жизни (пример...........)
- соблюдать правила поведения (различные)
- вести ЗОЖ (питание, физ. упражнения, эмоциональное равновесие)
- получать удовольствие от каждого дня
- развивать у себя чувство самоуважения
- режим труда и отдыха
- ставить реальные цели и не зацикливаться на неудачах
- радоваться успехам, своим и чужим
Вопрос – Что является главным индикатором здоровья человека в стране?
Ответ – продолжительность жизни (критерий ВОЗ)
(сайд - 9)
В Библии Адам прожил - 930 лет, Ной – 950 лет, Мафусаил – 969 лет.
В период палеолита (динозавры) люди жили 15-20 лет, неолита - 22 года, в Древнем Риме – 35 лет.
В России в 1896-97 годах -32 года, в Бельгии – 32 года, Англия и Голландия – 33-34 года.
По современным данным ученых человек может жить до 112-115 лет.
(Слайд - 10)
В прошлые века люди в основном не доживали до старости и умирали молодыми в войнах, от голода и эпидемий.
В новейшей истории основной причиной смерти людей – заболевания.
(Слайд - 11)
За январь – май 2017 года умерло - 791 тыс. чел. Родилось – 679 тыс. чел.
Убыль населения России - 111,8 тыс. чел.
Численность населения в РФ – 146,8 млн. человек. Это на 31 тыс. чел. меньше, чем в январе 2017г.
Численность мигрантов за 5 месяцев выросло на 80,7 тыс. чел.- это на 70% компенсировало человеческие потери населения за 2017 год.
Более точную ситуацию с населением России установит перепись населения в октябре 2020 года.
(слайд-12)
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Вопрос – Как вы считаете какие заболевания стоят на первых местах по смертности в России? (слайд 13)
современном мире? (слайд - 14)
Ответ - ССЗ
Причины ССЗ (Слайд - 15)
- стресс (высокий уровень нагрузки на ССС)
- низкая физическая активность
- нерациональное питание
- вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)
Вопрос - Какие заболевания стоят на втором месте в нашей стране?
Ответ - На втором месте по смертности в нашей стране – заболевания онкологические, ССЗ и онкологические заболевания.
- На первом месте по смертности – болезни сердечно-сосудистой системы. Это ишемия, гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда.
- На втором - онкологические заболевания.
- На третьем месте - внешние причины. (производственные травмы, смерти в ДТП, отравления, самоубийства и т.д.)
(Слайд - 16) – определение онкологии, причины, симптомы, лечение, смертность.
Главное – вовремя определить наличие заболевания.
На 1-й стадии онкология хорошо лечится.
Лечение дорогостоящее – субсидируется государством.
Причины онкологии (Слайд - 17)
- радиация (естественная и техногенная)
- ультрафиолетовое облучение
- канцерогены
- вирусы
- наследственность
- до конца причины не изучены
3. Заключительная часть
Рефлексия деятельности (диалог) (слайд - 14)
- на уроке узнали - (ответы обучающихся)
- на уроке научились - (ответы обучающихся)
- теперь будем делать - (ответы обучающихся)
Домашнее задание
- Учебник «ОБЖ» 8 класс - стр. 191-196.
- Индивидуальные сообщения по теме «Вредные факторы-губители здоровья».