Цели урока: активизировать знания по лексике, орфографии, морфологии, словообразованию, синтаксису, пунктуации; подобрать синоним к предложенному слову; повторить части речи и члены предложения, виды придаточных; вспомнить слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных частей речи, условия выбора данной орфограммы; отработать умение выполнять пунктуационный разбор, строить схемы сложных предложений.
Ход урока «полётного» повторения
Добрый день, дорогие выпускники! Открываем рабочие тетради, сегодня у нас СЕМНАДЦАТОЕ ЯНВАРЯ. (Учащиеся записывают в тетрадях).
Определите часть речи слова СЕМНАДЦАТОЕ
- Порядковое числительное.
Какой ещё разряд числительных вызнаете?
- Количественное числительное.
Просклоняйте количественное числительное СЕМНАДЦАТЬ (1 вариант) и порядковое числительное СЕМНАДЦАТЫЙ (2 вариант), выделяя окончания.
Количественное числительное | Порядковое числительное |
||
И. п. |
семнадцать столов |
И. п. |
семнадцатый стол |
Р. п. |
семнадцати |
Р. п. |
семнадцатого |
Д.п. |
семнадцати |
Д.п. |
семнадцатому |
В. п. |
семнадцать |
В. п. |
семнадцатый |
Т. п. |
семнадцатью |
Т. п. |
семнадцатым |
П. п. |
о семнадцати |
П. п. |
о семнадцатом |
Сделайте вывод о склонении количественных и порядковых числительных.
- При склонении количественных числительных изменяется каждое слово и каждая часть сложного слова, а при склонении порядковых меняется только последнее слово.
Классная работа. (Учащиеся записывают в тетрадях).
Определите часть речи слова КЛАССНАЯ.
- Относительное прилагательное, т.к. характеризует предмет по месту.
- А в словосочетании КЛАССНЫЙ ФИЛЬМ каким по разряду будет это прилагательное?
- Качественным, т.к. сейчас обозначает качество предмета.
- Подберите синоним к качественному прилагательному КЛАССНЫЙ (ФИЛЬМ).
Хороший, замечательный.
- Назовите способ образования слова КЛАССНАЯ.
Суффиксальный.
- А в предложении КЛАССНАЯ ПРИШЛА В СТОЛОВУЮ слово КЛАССНАЯ какой будет частью речи?
Существительное.
- Способ образования?
Неморфологический.
- Какое ещё слово образовано неморфологическим способом в этом предложении?
Столовую.
Сегодня на уроке мы, как обычно, многое повторим, вспомним части речи и члены предложения, виды придаточных; вспомним одну из самых коварных орфограмм, поэтому тема урока… Нет, тему вы сформулируете сами чуть позже, а сейчас орфоэпическая и синтаксическая разминки.
Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение в словах. По вариантам.
ЗАНЯЛА | Отдала |
ТОРТЫ |
ШОРТЫ |
КЕДРОВЫЙ |
КВАРТАЛ |
СЛИВОВЫЙ |
ВКЛЮЧИТ |
ОПТОВЫЙ |
ТВОРОГ |
ЗВОНИТЬ |
АФЕРА |
Однажды деньги ЗАНЯЛА, но, к счастью, быстро отдала.
Если будешь лопать ТОРТЫ, никогда не влезешь в ШОРТЫ.
На Урале лес сосновый, а на севере КЕДРОВЫЙ.
КВАРТАЛ прошёл, а дом не нашёл, КВАРТАЛ прожил и не тужил.
А на улице мороз – СЛИВОВЫЙ у Вити нос.
ВКЛЮЧИТ наш папа телевизор, а тот молчит – и ни гу-гу.
ОПТОВЫЙ покупатель купил у нас ТВОРОГ.
Если правильно ЗВОНИТЬ, можно долго говорить.
Воровство и АФЕРА – криминальная сфера.
Синтаксическая разминка
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Блок ПРЕДПОЧ…Л(БЫ) ЧТО(БЫ) «м…лчаливая ушедшая в себя душа» п…эта для к…торой весь мир – «б…л…ган» так и осталась погружё…ной в туман…ые грёзы.
Какие пунктограммы встретились?
- знаки препинания в СПП;
- знаки препинания при однородных членах;
- тире между подлежащим и сказуемым.
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в этом предложении?
метафоры
- молчаливая, ушедшая в себя душа
- мир – балаган
- душа, погружённая в туманные грёзы
эпитет
- молчаливая душа
- туманные грёзы
ряд однородных определений
цитирорвание
Какие орфограммы встретились?
- слитное-раздельное написание омонимов
ПРЕДПОЧ…Л БЫ - ЧТОБЫ
- проверяемая безударная гласная в корне слова
м…лчаливая - мОлча
- непроверяемая безударная гласная в корне слова
пОэта
кОторой
бАлАган
- написание Н и НН в отымённых прилагательных и причастиях
погружЁННой
туманНые
Какая орфограмма, на ваш взгляд, самая сложная?
- слитное-раздельное написание омонимов
ПРЕДПОЧ…Л БЫ - ЧТОБЫ
Поэтому о ней немного позже поговорим, а сейчас по рядам подберите по 5 слов на данные орфограммы
Проверяемая |
Непроверяемая |
Написание Н и НН |
тЕмнота - тЁмный |
ОрнамЕнт |
испачкаННый |
сИнеть - сИнь |
гОрИзонт |
деревЯННый |
смЕяться - смЕх |
дИрИжёр |
истрёпаННый |
вЕсной - вЁсны |
вЕстИбюль |
землЯНой |
зелЕнью - зелЁный |
дЕсант |
лошадИНый |
Итак, тема урока. "Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов".
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
1) Части речи.
2) Правописание разных частей речи (предлогов, союзов, местоимений с предлогами, наречий, наречий с частицами…).
Теория в сб. Сениной, правописание наречий
Тесты открытого банка ЕГЭ
Тест 1
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. (НЕ) СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
2. (С) ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ) ЧАС же вспыхнула вдали.
3. Пройдя (В) ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО) ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
4. Я хочу поговорить с вами (НА) СЧЁТ квартиры, (В) СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Тест 2
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1. (В) ДАЛИ на горизонте неподвижно стояли стройные паруса рыбачьих лодок и, (ОТ) ТОГО что солнце просвечивало их, казались розовыми.
2. Как и наш мир, поверхность шара ТО(ЖЕ) конечна и ПРИ(ТОМ) не имеет границ.
3. Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО) ЗАДИ него (ПО) НЕМНОГУ замирали звуки свирели.
4. (В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК) БУДТО воздух промыт родниковой водой.
Тест 3
В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1. Вдоль реки несётся опьяняющий запах лип, как БУД(ТО) ГДЕ(ТО) за сотни километров зацвели липовые леса.
2. Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей (ПО)ПРЕЖНЕМУ не было.
3. Вчера мы не расспросили про дорогу (НА)ЗАВТРА, и теперь нам пришлось идти (НА)УГАД.
4. ОТКУДА(ТО) издалека надвигалась ночь, и окружавший нас лес стал (ПО)НЕМНОГУ темнеть.
Самостоятельная работа по сб. Сениной стр. 164-166
- 1 вариант – тест 218
- 2 вариант – тест 219
- 3 вариант – тест 220
- 4 вариант – тест 221
- 5 вариант – тест 222
- 6 вариант – тест 224
Проверка
- 1 вариант – тест 218 - 3
- 2 вариант – тест 219 - 2
- 3 вариант – тест 220 – 1 (Б, В)
- 4 вариант – тест 221 – 3 (А, В)
- 5 вариант – тест 222 – 2 (А, Г)
- 6 вариант – тест 224 – 4
Домашнее задание
- По сб. Мальцевой варианты 2,3,4 задание 14.
или - Составить 3 теста (слитное, дефисное, раздельное написание) по типу задания ЕГЭ.