Метапредметные технологии на уроке русского языка. Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: наречие, русский язык, работа в группах, смысловое чтение, урок-путешествие


Среди основных компетентностей, определенных стандартами последнего поколения, важнейшее место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, а умение работать с источниками информации – приоритетная составляющая современного образования.

Но необходимо отметить, что формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности не учтено ни в одной из рекомендуемых программ по русскому языку и фактически не является предметом работы учителя на уроках русского языка.

Ситуация требует скорейшего решения, так как для современного школьника чтение становится техническим процессом, лишенным культурных и метапредметных ассоциаций. Следовательно, требуется новая форма заданий, включающая информационную обработку текста, групповую исследовательскую работу и, что очень важно для учеников 5-6 классов, игровой и творческий компонент.

Предлагаю вашему вниманию один из вариантов подобных заданий.

Урок развития речи + резервный урок после повторения темы «Наречие». 5-й класс

Цель: Развитие ассоциативного чтения и логического мышления.

Задачи: ориентированы на преодоление дефицитов, таких как:

  • навыки работа с текстами;
  • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
  • работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
  • интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
  • умение составлять вторичные тексты на основе полученной информации.
  • формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
  •  Обучающие – формирование навыка информационной обработки текста.
  • Развивающие – формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Расширение кругозора и творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные – воспитание  коммуникабельности, умения работать в группе, уважительного отношения к мнению других, чёткости действий в процессе работы.

Тип урока: урок практического применения навыков работы с текстом.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, подготовленные иллюстративные слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие, но путешествие не простое, а виртуальное. Мы представим себя пассажирами поезда дальнего следования, а вот куда мы поедем - выбирать вам.

Задания:

  • Прочитайте текст. Все ли слова понятны? (выяснить понимание слов полуденное, пункт отправления, прославленный, электровоз, зорко) Составить с этими словами словосочетания и предложения, подтверждающие понимание лексического значения и лексической сочетаемости.

В тексте есть слова с пропущенными буквами. Сравните слова 1 и 2 абзаца. Выявите закономерность пропуска букв.
Св…тило яркое полуденное  солнце. Птицы на д…ревьях  расп…вали в…селые песни, ласково поглядывая на пт…нцов, недавно по…вившихся в гн….зде.
Вдоль опушки леса проходила железная дорога, соединяющая пункт отправления с прославленным в стихах городом. Поезд долг… мчался по рельсам.  В вагонах крепк… спали  пассажиры. Тольк…, машинист электровоза, не спал, он зорк… смотрел вперед, ведя состав по  бескрайним просторам России.

(1 абзац – пропущены безударные гласные корня, 2 абзац – написание суффиксов наречий)

  • Выявите противоречие в тексте. Докажите. (Солнце – полуденное, а пассажиры крепко спят.
  • Найдите утверждения, которые можно назвать не фактом, а мнением. (веселые песни птиц, ласково глядели на птенцов, бескрайние просторы)
  • Как зовут машиниста? Имя дано не в полной официальной форме. Его можно спутать со словом другой части речи. (Толька)
  • В какой (какие ) город мог следовать поезд. Приведите примеры. (самые очевидные ответы – Москва, СПб)

Словарная работа: Спишите текст, подберите проверочные слова к словам 1 абзаца. Проверьте по словарю написание слов 2 абзаца,

Домашнее задание (по группам)

  • Группа – биологи - Какие птицы пели за окном поезда, какие деревья росли в лесу?
  • Группа – литературоведы - Подобрать стихотворения, в которых есть строки, прославляющие города России (на забудьте – через этот город должна проходить железная дорога).
  • Группа – математика – рассчитайте возможное количество пассажиров в поезде (найти информацию о возможном числе вагонов и купе в поезде дальнего следования)
  • Группа краеведы – работая с географической картой, проложите возможный маршрут поезда и расскажите, какие достопримечательности встретятся на пути следования состава.

Работа на следующем уроке: Составление вторичных текстов (расширение): после проверки групповых заданий коллективно составить полный рассказ с добавлением уточненных деталей от имени пассажиров поезда.

Использование атомиков МЭШ – текст, интерактивная карта, таблица, видеосюжет из окна поезда, аудиофайл – звук движения поезда, фото наиболее известных городов России.