Цель:
- познакомиться с игрой шахмататы и названиями шахматных фигур;
- развивать умение правильно передвигать фигуры на шахматной доске.
Задачи:
- обобщить опыт работы по данной проблеме;
- демонстрация своего опыта через сотрудничество;
- способствовать развитию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать парами.
Ожидаемый результат: применение модели занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер класса в практике собственной деятельности.
Форма проведения мастер класса: практическое занятие.
Участники мастер класса: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений района
Оборудование:
- шахматные доски и шахматные фигуры;
- шахматные часы;
- магнитная шахматная доска и фигуры;
- моноблок, проектор, интерактивная доска;
- учебник В.Барского «Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников».
Ход занятия
1. Оргмомент
(Цель: подготовить всех участников мастер класса к продуктивной работе; установить контакт с участниками мастер класса; создать положительный эмоциональный настрой для работы)
- Рада видеть всех вас на мастер-классе. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное занятие.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно?!
(Участникам мастер класса предлагается опустить руку в мешочек и вытащить чёрный или белый кружок)
2. Совместное целеполагание
(Цель: формировать умение самостоятельно формулировать цель занятия, исходя из заданной темы, видеть проблемные вопросы; нацелить каждого слушателя на решение учебной задачи)
Приложение 1. СЛАЙД 1
- Попробуйте отгадать мои загадки.
Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(Шахматные фигуры)Вот войско выстроилось в ряд:
Слоны, и Кони, и Ладьи,
И Пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(Шахматы)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем мастер классе? Попробуйте сформулировать его тему. (ответы слушателей)
- Предлагаю вам мастер-класс по теме «Волшебный мир шахмат». СЛАЙД 2
- Попробуем сформулировать его цели и задачи. СЛАЙД 3
- Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с интересной игрой – шахматы, узнаем, как ходят фигуры.
Кто ты - Петя, Валя, Тоня,
говорун или тихоня,
непоседа - озорник
или лучший ученик?
Хочешь, в новый мир - игру
дверь тебе я отопру?
Что с собой нам взять? Желанье
и терпения чуть - чуть.
Шахматы - игры названье,
в шахматы мы держим путь!
III. Деление на пары для работы
(Цель: создание комфортной атмосферы, осуществляя межличностное взаимодействие)
- Выскажите предположение: для чего нам понадобятся кружки, полученные в начале занятия?(ответы слушателей)
- Участники мастер-класса будут работать в парах. Займите свои места за столами. Чтобы получить удовольствие от работы у всех нас должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время занятия. Предлагаю вам ладошками рук прижаться к напарнику. Подарите ему своё тепло, свою энергию. Улыбнитесь друг другу
IV. Активизация знаний
(Цель: повторить материал, создавая ситуацию успеха на занятии, актуализация знаний, включение каждого в процесс деятельности по решению учебной задачи)
- В какие игры вы умеете играть?
- Кто из вас умеет играть в шахматы - знает названия фигур, ходы фигур?
- Участников мастер класса и всех гостей я приглашаю «открыть» вместе с нами двери в Волшебную страну шахмат.
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
- Предлагаю вам, участники мастер класса, заполнить первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».
Знаю | Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
|
|
|
V. Основная часть
(Цель: формировать способы решения поставленной учебной задачи)
А) беседа
- Когда и где появилась игра шахматы?
- Как она называлась?
(Игра шахматы появилась в 6 веке в Индии. В неё играли четверо, называлась игра - чатурангу. Для определения хода использовались игральные кости) СЛАЙД 4
Б) рассказ учителя
- Через 100 лет арабские купцы привезли её к себе на родину и изменили правила. Играющих стало двое, кости из игры убрали. Игру назвали шатрандж.
В России игра появилась в 8–9 веках, европейцы изменили правила, игра стала развиваться быстрее и получила название шахматы. СЛАЙД 5
- Назовите, пожалуйста, имена известных людей, которые играют в шахматы.
(Александр Сергеевич Пушкин, Иван Грозный, Наполеон, Екатерина II. Шахматами и в наши дни увлекаются многие известные люди: певица Мадонна, актёр Арнольд Шварценеггер, боксёры братья Кличко)
Вот фамилии известных шахматистов России - Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. СЛАЙД 6
Великолепная венгерская шахматистка Юдит Полгар на равных борется с мужчинами, чего нельзя представить ни в одном другом виде спорта.
- Назовите, пожалуйста, литературные произведения, в которых герои умеют играть в шахматы.
(В шахматы играют герои книг "Алиса в Зазеркалье", "Незнайка в Солнечном городе", "Старик Хоттабыч", "Три мушкетёра", "Гарри Поттер и философский камень" и другие)
Мини-итог. Итак, шахматы - игра очень популярная, увлекательная и древняя. В неё играют во всём мире. Игра развивает интеллект. Играть в шахматы можно и с компьютером.
В) легенда о возникновении шахмат
Существует легенда о возникновении шахмат.
Давным-давно, полторы тысячи лет назад Индией правил злой, вспыльчивый раджа Баграм. Он довёл Индию до разорения, так как вёл постоянные войны. Придворные мудрецы ломали голову над тем, как образумить, успокоить раджу. Вот тогда Назирь и придумал игрушечную войну - шахматы. На поле встречаются две армии: чёрная и белая. Побеждает тот, кто дальновиднее, хитрее.
Игра очень понравилась Баграму. Он с интересом с тал в неё играть и прекратил разрушительные войны.
Он решил отблагодарить Назиря и спросил мудреца, какую бы он хотел получить награду.
Назирь поклонился и ответил:
- О, великий, Баграм! Положи на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зёрнышко, на вторую - два, на третью - в два раза больше - четыре, на четвёртую -в два раза больше - восемь... И так далее на каждую следующую в два раза больше, чем на предыдущую....
Баграм перебил мудреца:
-Хорошо, ты получишь свой мешок пшеницы!
Но Назирь почтительно попросил раджу не спешить с выводом и всё аккуратно посчитать. Придворные математики получили число 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615). Это гораздо больше, чем песчинок в пустыне Сахара. Этого зерна хватило бы, чтобы 8 раз засеять всю землю (и ту, что находится под водой или покрыта ледниками) и 8 раз собрать урожай.
Узнав это, Баграм проникся ещё большим уважением к игре шахматы. Он прекратил войны, стал развивать в стране земледелие и ремёсла. На землю Индии пришли мир и благоденствие.
Г) работа с учебником
- Возьмите в руки учебник. Кто изображён на обложке? (Гномик)
- Раскройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию.
Путешествовать с нами по Шахматной стране будетгномик Карвин. Он живёт в Шахматном лесу. Здесь жили его родители, бабушка и дедушка, пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Гномики из рода Карвинов живут в этом лесу так давно, что забыли почему он так называется.
Карвин очень любит гулять по Шахматному лесу и однажды забрёл на необыкновенную поляну: на земле чередовались светлые и тёмные участки травы. На что похожа эта поляна? (На шахматную доску)
- Активизировать наши знания о шахматной доске нам поможет презентация «Шахматная доска». Приложение 2
- Давайте вновь обратимся к учебнику. Под могучим дубом гномик увидел чудо-сундук.
(Показ сундучка)
Найдя нужное заклинание в старинной книге с помощью старичка - боровичка, Карвину удалось открыть сундук и из него выскочили…
(Да! Чёрные и белые фигуры)
- Вот они! (показ магнитных шахматных фигур, поиск их на шахматной доске участниками мастер класса). СЛАЙД 8
- Фигуры заколдовал злой волшебник Покер. Фигуры, которые гномик Карвин достал из волшебного сундука, стали расти, расти и превратились в королей и королев, в резвых скакунов и могучих слонов.
- Активизировать наши знания о расстановке фигур на шахматной доске нам поможет презентация «Расстановка фигур». Приложение 3
- Предлагаю участникам мастер класса расставить фигуры на своих досках и на моей магнитной доске.
Д) инсценировка «Шахматные фигуры»
Предлагаю участникам мастер класса перевоплотиться в шахматные фигуры - надеть шапочку с изображением шахматной фигуры и прочитать стихотворение.
На экране я буду выполнять ходы соответствующими фигурами. СЛАЙД 9
Вся в квадратах - белых, чёрных -
деревянная доска,
а ряды фигур точёных-
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
люди в шахматы играют-
интересная игра!
Ты, дружок наш, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно - белый этот край.
1 участник. СЛАЙДЫ 10-11
Белый отряд, чёрный отряд-
Друг против друга два войска стоят.
Пешки - малышки стали стеной,
им начинать этот сказочный бой.
2 участник. СЛАЙД 12
Слон, или офицер, ходит по диагонали.
До конца игры слоны полю одному верны.
3 участник. СЛАЙДЫ 13-14
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк,
очень ловко на два поля
совершает конь прыжок,
замечательный прыжок:
поле - прямо, поле - вбок.
Ну, а если угрожает
окружения заслон,
через тех, кто окружает,
перепрыгивает он.
4 участник. СЛАЙД 15
Ферзь или королева - одна из главных фигур.
Нужно запомнить одну из примет:
ферзь выбирает свой собственный цвет.
Ходит ферзь прямо, наискосок, направо, налево, вперёд и назад.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
ты больше вниманья ферзю удели.
5 участник. СЛАЙД 16
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет - прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Шаг тяжёлый у ладьи,
в бой её скорей веди!
6 участник. СЛАЙД 17
Ферзь с королём -
самые главные в войске своём.
Король ходит на одну клеточку в любую сторону.
Король любит гладкий, расчищенный путь:
в любую он сторону может шагнуть.
Запомни: король всех главней и важней,
нет в шахматном войске важнее вождей!
VI. Игра в шахматы
- Предлагаю участникам мастер класса сразиться на шахматной доске. Если вы новичок в шахматах, то предлагаю ходить только пешкой. (Пешка ходит вперёд. Пока пешка стоит на своём месте – она «прыгучая» - может перепрыгивать через клетку. Ест пешка наискосок. Вы становитесь на место той фигуры, которую вы съели.)
- Приглашаем сесть наших гостей за свободные шахматные столы.
VII. Игра «Собери пословицы»
На ваших столах лежат листки с рассыпанными пословицами о шахматах. Попробуем их собрать. СЛАЙД 18
VIII. Оценивание работы
(Цель: провести анализ представленного опыта, его эффективности; обобщить результаты совместной деятельности; самооценка участниками мастер класса своих учебных достижений)
- Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий занятия? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку коллег?
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на занятии? Что нового вы узнали на мастер классе? Заполните третью графу в таблице «Знаю - Хочу узнать – Узнал».
Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
Знаю | Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
|
|
|
IX. Итог занятия
(Цель: сопоставление целей занятия с результатом решения учебной задачи, осознание личного вклада в общую деятельность)
- Узнали ли вы что-то новое, интересное на мастер классе?
- Плодотворным ли было наше сегодняшнее путешествие в «Волшебную страну шахмат»?
- На мастер классе мы познакомились с новой увлекательной игрой, с её правилами. Хотите научиться в неё играть? Ждём вас на наших занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. – ООО «Дайв», 2008.
2. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – Петрозаводск: Кругозор, 1994.