Участники: Дети и родители средней группы.
Цель: Закрепить представления о животных, насекомых, растениях, расширить кругозор детей.
Задачи:
- Образовательные: Закреплять знания о характерных особенностях представителей мира животных и растений, образе их жизни;
- Развивающие: Развивать любовь и понимание природу с детства, соблюдение необходимых правил поведения;
- Воспитывающие:
- Воспитывать желание беречь и охранять природу;
- Создавать положительные эмоции и хорошее настроение от совместной работы с родителями.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за птицами, насекомыми, растениями;
- Беседы о животных и растительном мире;
- Разучивание стихотворений, песен, чтение художественной литературы, беседы.
Оборудование: Магнитная доска, картинки зимующих и перелетных птиц, эмблемы «Муравьи», «Кузнечики», карточки «Насекомые», «Деревья», медали «Друзья природы».
Ход деятельности
Зал красиво украшен птичками.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей группе. Сегодня мы проведем познавательную викторину на тему: «Наш дом природа - берегите её!»
Хочу представить вам жюри:______________
В нашей викторине принимают участие 2 команды. Это команда взрослых и команда детей.
Команда детей: «Муравьи»
Мы веселые ребята,
Коротышки-муравьи.
Наш девиз: «Вперед команда!
Вместе весело пошли!»
Команда взрослых: «Кузнечики»
С утра кузнечик скачет по травкам, по листочкам,
Будто весь огромный мир
Обскакать он хочет.
Наш девиз: «Обо всем на свете знать
Наш кузнечик хочет.»
1 испытание: А сейчас мы проведем разминку для ума
для команды «Муравьи»
- У какого животного есть иголки? (Ёж).
- Кто в лесу зимою спит? (Медведь, ёжик)
- Корова – дикое или домашнее животное? (Домашнее)
- У какого домашнего животного есть рога? (Корова, коза)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)
- Ласточка остаётся зимовать ? (нет)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
для команды «Кузнечики»
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Какого цвета листья на деревьях зимой? (листьев зимой нет) .
- Какие грибы растут на пнях? (опята)
- Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
- Кто трижды поменяет свое обличье? (Насекомое: из яиц - гусеница, куколка, бабочка)
- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее)
- Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
Воспитатель: Молодцы! Легко справились с разминкой.
1 ребенок:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
2 ребенок:
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
3 ребенок:
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: А знаете ли вы, что означает слово «природа»?
(Дети высказывают свои предложения, затем родители дополняют)
2. А сейчас следующее испытание
Команде «Муравьи»
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Сейчас мы это проверим.
1)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её…. (сорока)
2)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. (Дятел)
3)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый (воробей)
5)
Окраска сероватая
Повадка вороватая
Крикунья хриповатая,
Известная персона
Это ж я (Ворона)
6)
Ну а я, не зная сна
Ловлю мышей допоздна
Даже шорох лёгкий слышу
Не уйти, пожалуй, мышке. (Сова)
Для команды «Кузнечики»
- Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (курочка ряба)
- Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар-птица)
- Какая птица помогла Дюймовочке спастись от Крота? (Ласточка)
- С какой птицей дружил Винни - Пух? (Сова)
- В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедь)
- Кто помог выгнать Лису из сказки «Заюшкина избушка»? (Петух)
3 испытание:
Воспитатель: Друзья, мы с вами знаем много зимующих и перелетных птиц.
(Зимующие птички – живут рядом с нами, а перелетные улетают в теплые края.) Представьте себе, что они заблудились, и все вместе прилетели на один участок. Помогите им найти свой двор. (Иллюстрации птиц лежат на столе.)
Задание для команды «Муравьи»
- Собрать зимующих птиц и разместить на кормушке (на магнитной доске)
Задание для команды «Кузнечики»
- Собрать перелетных птиц и разместить на дереве (на магнитной доске)
Музыкальная пауза: «Что манит птицу»
4 испытание:
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)
- Что такое лес? (Это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор, спасаются от врагов.)
Воспитатель: Все люди любят ходить на природу, гулять и отдыхать в лесу, но не все знают, как необходимо вести себя вежливым гостям, чтобы не навредить нашему зеленому дому. Мы хотим вам напомнить лесные правила.
Чтение стихотворения: «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки с дерева не ломай, никогда не забывай.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
А команде «Муравьи» нужно назвать правила поведения под девизом «Будем друзьями леса» (не шуметь, не сорить, не рвать с корнем растения, не ломать ветки, не жечь костры, не загрязнять водоемы, не разорять гнезда и т.д.)
Воспитатель: А теперь ваш стихотворный ответ команда «Кузнечики».
Родитель:
Ну а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то ЧИСТЫЙ, ГОЛУБОЙ,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобой!
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки не планете!
Воспитатель: Почему наша планета Земля в такой опасности? (Ответы: Предприятия загрязняют воздух, его загрязняет дым, который выходит из труб, отходы заводов сливаются в реки, и загрязняют воды, от чего гибнут животные, растения, болеют люди.)
5. Переходим к следующему испытанию
для команды «Муравьи»
Воспитатель: Перед вами насекомые, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти на столе.
1)
Шевелились у цветка, все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2)
На ромашку у ворот, опустился вертолет - золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
3)
Чернокожий карапуз, не по росту тянет груз. (Муравей)
4)
Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
5)
Какая коровка, скажите, пока ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
для команды «Кузнечики»
Воспитатель: Задание «Собери пословицы» (раздать слова, где команда должна составить пословицы)
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Сделал дело, гуляй смело.
6 и последнее испытание
для команды «Муравьи»
Дидактическая игра: «Узнай деревце»
(воспитатель предлагает назвать и показать деревья, о которых она спрашивает)
- Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
- Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
- Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
- С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
- Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
для команды «Кузнечики»
Воспитатель: Назовите пословицы о деревьях.
- Гроза бьет по высокому дереву.
- От яблоньки яблочко, а от ели шишка.
- Ель не сосна: шумит неспроста.
- Осина в сережках – урожай на овес.
- Осина и без ветру шумит.
- Нет такого дерева, на которое бы птица не садилась.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- Мимо яблоньки яблочко не падает.
- Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
- И на дереве лист на лист не приходится.
Воспитатель: А теперь наступает самый важный момент – подведение итогов. А пока жюри подводят итоги, предлагаю всем вместе исполнить.
Рок-хоровод: «Давайте сохраним» сл. Н.Старшинова муз. И.Мельникова.
Воспитатель: Сегодня во время проведения викторины обе команды показали отличные знания. Активно участвовали и не отставали друг от друга. Всем большое спасибо.
Награждение участников медалями «Друзья природы».