Цели урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по сопоставлению употребления мягкого знака после шипящих в глаголах и именах существительных;
- сформировать умение применять правила на практике;
- развивать орфографическую зоркость детей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий.
- регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму.
- личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения.
- познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов.
- коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Методы: беседа, проблемное изложение, решение орфографических и познавательных задач.
Оборудование: учебник Л.Я.Желтовской «Русский язык», часть I. (УМК «Планета знаний»).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент На доске записаны слова: Радовать и радоваться |
Мотивирует и контролирует быструю готовность к уроку, точность приветствия. |
Проявляют уровень самоорганизации и умения приветствовать учителя (К) |
Учитель: - В чём разница этих слов по смыслу? Порадуем сегодня на уроке наших гостей и товарищей хорошими знаниями и активной работой. Порадуемся своим успехам! |
Настраивает на учение, заставляет подумать, обобщает ответы | Высказывают свои мысли |
СЛАЙД 3. 2. Оформление классной работы |
Контролирует правильность оформления классной работы в тетрадях |
Оформляют классную работу в соответствии с нормами и требованиями |
3. Чистописание Расписка руки: |
Мотивирует к упражнениям по технике письма. |
Осознают практическую значимость упражнений по чистописанию, отработки соединений, которое при скорописи часто искажается(Р) |
- Что вы можете сказать об этих соединениях? |
Побуждает к орфографическому анализу личных окончаний глаголов. | Вдумываются в суть вопроса, ищут варианты ответа, аргументируют выбор, используя сведения, полученные на предыдущих уроках. (М) |
- Договоритесь в своей паре, кто какую строчку будет писать (повторить 2 раза) | Организует выполнение в парах упражнение по чистописанию. | Записывают в тетрадях. Учатся договариваться, вырабатывать общее решение. |
4. Ввод в тему урока 1. - Внимательно прочитайте предложение (на экране) Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать. - Это просто предложение или что-то иное? |
Организует наблюдение над предложением. | Постигают народную мудрость, выраженную в краткой и образной речи пословиц. |
2. Прочитайте следующие пословицы: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Стричь всех под одну гребенку. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Как вы их понимаете? - Что общего в выделенных словах? (В них после шипящих пишется Ь) |
На примере пословиц закрепляет ранее изученный материал.
Побуждает к анализу языкового материала. |
Учатся анализировать, находить общее, решают орфографическую задачу. |
- Какое правило вы знаете об этом? (После шипящих в конце глагола всегда пишется Ь, который сохраняется и перед -ся, -те) |
Побуждает к воспроизведению изученного правила |
Воспроизводят изученное ранее правило. |
3. Запишите выделенные слова и определите их форму (с комментированием) погонишься – ед.ч., б.в., 2 л. Поймаешь - ед.ч., б.в., 2 л Едешь - ед.ч., н.в., 2 л Будешь - ед.ч., б.в., 2 л Испечёшь - ед.ч., б.в., 2 л. Стричь – н.ф. Отрежь – ед. ч., пов.ф., 2 л - В каких же формах глаголов после шипящих пишется Ь? (н.ф., 2 л, ед.ч., пов.ф) - Какую роль выполняет здесь Ь? (грамматическую) |
Организует работу с комментированием. |
Определяют формы глаголов. |
4. Работа по вариантам. 1) Фонетический разбор «беречь» 2) Разбор по составу слова «погонишься», «испечёшь» - Какую роль выполняет в данных случаях мягкий знак? (Грамматическую) |
Определяют формы глаголов. | |
5. Прочитайте пословицу. - Одинаковы ли орфограммы в выделенных словах пословицы? Запишите пословицу, укажи известные тебе части речи. При изучении какой ещё части речи Ь используется для распознавания грамматической формы? |
Организует работу по вариантам по разбору слов. | Выполняют фонетический разбор и разбор слова по составу. Развивают орфографическую зоркость. Определяют роль мягкого знака. |
(Подсказка есть в пословице: 6. Формулирование темы урока. |
Организует наблюдение над решением орфографической задачи | Решают орфографическую задачу путём сравнения слов, нахождения различий. Развивают визуальную орфографическую зоркость. |
- Какой глагол дан в неопределённой форме? 2. Взаимопроверка. |
Подводит детей к определению темы урока |
Распределяют слова по орфограммам в 2 столбика Осуществляют взаимопроверку. |
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Организует работу по решению орфографической задачи с помощью двигательной активности.
Организует обсуждение и подводит к выводу/ |
Решают орфографическую задачу.
Дают аргументированное объяснение своим действиям. |
8. Работа по теме урока. 1. Самостоятельная работа. 1. Собрать пословицы.
2. Проверка |
Организует работу по запоминанию пословиц и развитию визуальной орфографической зоркости |
Восстанавливают пословицы, |
3. Минутка отдыха. |
Стимулирует поиск слов, относящихся к теме урока |
Пантомимой изображают пословицы, |
4. Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак: |
Развивает чувство грамматической формы на примере закодированных слов |
Выдвигают версии выбора Ь. |
5. Угадай пословицу. |
|
По рисункам угадывают пословицы, объясняют их. |
6. Работа в группе. Расположи слова в пословицах в правильном порядке: |
Организует работу в группах |
Учатся соблюдать правила работы в группе: выслушивать мнение партнёров. |
9. ИТОГ УРОКА 2. Тест. |
Организует повторение о роли мягкого знака. |
Называют три функции мягкого знака.
Выполняют задания теста по теме урока. |
10. РЕФЛЕКСИЯ |
Диагностирует по ответам детей и их комментариям, как они усвоили материал. |
Осмысливают, чему учились на уроке, как поняты приёмы. |