Стяжи себе мирный дух, –
и тысячи вокруг тебя спасутся.
Преподобный Серафим Саровский
Проблема буллинга, проявления повышенной агрессии в пубертатный период развития детей не нова, и мы - не первые, кто ищет продуктивный и позитивный выход из неё. Сегодня мы стремимся обменяться опытом воспитания подрастающего поколения и найти новые возможности для создания доступной и качественной образовательной среды.
Однако, я не предложу вашему вниманию ничего нового, а попробую показать, что не все постулаты классической педагогики "морально устарели", и такие, как принцип всестороннего гармоничного развития личности или сила личного примера педагога,- продолжают приносить свою пользу.
Для этого я буду использовать лонгитюдный "эксперимент" длиною в 30 лет из моего личного опыта.
Немного "статистики":
- я (42 года) – имею 30-летний опыт занятий боевыми единоборствами на любительском уровне;
- мой муж (42 года) – около 10 лет любительских и 20-ти профессиональных занятий боевыми искусствами;
- средняя дочь (18 лет) – 10 лет занятий боевыми единоборствами;
- сын (16 лет) – 10 лет, занятий боевыми единоборствами, неоднократный победитель и призёр различных московских, областных и российских соревнований;
- мои друзья (около 50 человек в возрасте от 11 до 60 лет) - 70% из которых увлекаются боевыми единоборствами.
И весь этот собирательно-статистический опыт напрямую связан с "Гармонией", спортивным детско-юношеским клубом, существующим в Крылатском более 30 лет.
А теперь немного истории.
В 1985 году, на базе школы №63, первой школы Крылатского, организовал занятия по самообороне для мальчиков и девочек педагог по физической культуре Евгений Михайлович Юрков.
Занятия эти сразу завоевали успех и были популярны не только среди учащихся школы, но и подростков со всего микрорайона.
За прошедшие 32 года детско-юношеский Спортивный клуб Евгения Михайловича претерпевал различные изменения, связанные с социально-экономическими процессами, сменой поколений школьников, профессиональным и спортивным ростом самого тренера и прочими причинами.
Но ряд обстоятельств остаются неизменными:
- ежегодно в клубе занимается от 50 до 200 студентов от 4-х лет и до бесконечности;
- в каждом новом поколении воспитанников обязательно складывается коллектив подростков 13-17 лет, неформальная среда, внутри которой развиваются прочные дружеские взаимоотношения;
- из спортсменов клуба выросло 5 победителей чемпионатов и первенств России по кикбоксингу, 5 победителей Кубка мира по кикбоксингу (и это не учитывая постоянные призовые места студентов клуба на ежегодных Московских и областных соревнованиях);
- 18 лет назад на базе клуба возникло и развилось в стойкое увлечение спортивно-туристическое направление, в котором ежегодно принимают участие и путешествуют по родному краю до 40 человек детей и их родителей из числа спортсменов клуба, как нынешних, так и выпускников;
- из числа воспитанников клуба вырос целый пласт московской интеллигенции: несколько инженеров в области метрологии, авиастроения, связи; вузовский преподаватель, учёный, историк, три православных священнослужителя и много-много просто хороших людей.
С 1991 года клуб Евгения Михайловича получил название "Гармония", потому что это понятие наиболее отражало цель деятельности его основоположника: всестороннее гармоничное воспитание личности подростка, где физическое развитие сочетается в соревновательных условиях с нравственно-эстетическим ростом детей. Поддержание этих принципов на практике выражается в поощрении и подкреплении похвалой проявлений дружелюбия, сопереживания и "чувства локтя" среди ребят, а также личный пример учителя.
Сегодня, в связи с переменами в системе образования, клуб "Гармония" прекратил своё существование "на бумаге".
Однако, на базе школ №1133(№1127), №710, №1288 Западного и Северного округов, в школе №2065 (Троицкий округ), - продолжают спортивно-воспитательные принципы своего учителя его ученики, теперь спортсмены, имеющие статус тренеров по боевым единоборствам и высшее спортивно-педагогическое образование.
Как практикующий педагог-психолог, я вижу причины такой неугасающей популярности и востребованности "Гармонии":
- во-первых, в воспитательной значимости личности педагога, действительно положительном его примере и умении зажечь в детях увлеченность спортивными занятиями;
- во-вторых, в «античном» методе гармоничного всестороннего развития личности;
- в-третьих, в педагогическом таланте учителя, умеющего построить детско-подростковый коллектив;
- в-четвёртых, в целебном эффекте спорттерапии.
А это значит, что проверенные веками педагогические постулаты продолжают работать и приносить свои плоды в виде морально, эмоционально и социально зрелого поколения.
Презентация.Список литературы.
- Иоганн Песталоцци. Педагогика детства. Составитель А. Калинченко. - М.: Карапуз, 2009.
- Всемирный светильник. Житие Преп. Серафима. – М.: Дарь, 2007.
- Электронный ресурс: http://www.sc-garmoniya.ru/
- Электронный ресурс: http://www.pohodkarelia.com/