План-конспект коррекционно-развивающего урока, направленного на развитие нравственных ориентиров и повышение значимости дружбы между детьми младшего школьного возраста
Цель: встраивание понятия «дружба» во внутренний план младшего школьника.
Задачи: научиться распознавать, оценивать и интериоризировать общечеловеческие нравственные ценности; формирование социально-моральных установок личности ребёнка младшего школьного возраста.
Инструментарий:
- на доске размещён наглядный материал:
- плакат с термином «дружба» из Википедии;
- таблица из двух столбцов, один из которых озаглавлен «хорошо», другой – «плохо»;
- отдельно в стороне вразнобой - комплект из карточек с названиями нравственных понятий
- радость
- веселье
- честность
- помощь
- уважение
- старание
- послушание
- доброта
- сочувствие
- аккуратность
- уныние
- злость
- жадность
- скука
- обида
- ярость
- месть
- зависть
- эгоизм
- равнодушие
- если есть интерактивная доска, - мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо?»
https://www.youtube.com/watch?v=fCfvrs8RV4g
если нет – текст поэмы В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» зачитывает педагог-психолог. - Бумага для рисования формата А4 и цветные карандаши у каждого учащегося.
Время: 45 минут.
План урока
Ознакомление учащихся класса с содержанием поэмы В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Беседа с детьми о различных нравственных понятиях из списка и распределение их по столбцам «хорошо» и «плохо» на доске.
ХОРОШО |
ПЛОХО |
РАДОСТЬ |
УНЫНИЕ |
ВЕСЕЛЬЕ |
ЗЛОСТЬ |
ЩЕДРОСТЬ |
ЖАДНОСТЬ |
ПОМОЩЬ |
СКУКА |
УВАЖЕНИЕ |
ОБИДА |
АККУРАТНОСТЬ |
ЯРОСТЬ |
СТАРАНИЕ |
МЕСТЬ |
ПОСЛУШАНИЕ |
ЗАВИСТЬ |
ДОБРОТА |
ЭГОИЗМ |
СОЧУВСТВИЕ |
РАВНОДУШИЕ |
Переход к понятию «дружба» и соотнесение его с нравственными понятиями на карточках на доске (примерные направления беседы):
- Зачем нужна дружба? (чтобы все люди жили в мире без войны)
- Как создать дружбу? (начать с себя: любить и прощать)
- Как разрушить дружбу? (обижаться и мстить)
- На что похожа дружба? (Например, на костёр: разгорается – гаснет, всех греет, всех освещает и т.п.)
Рисунок на тему «На что похожа дружба?»
Конспект урока
Ребята, тема нашего занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?». Но прежде, чем мы с вами будем говорить об этом, я прочту вам стихи поэта Владимира Маяковского.
Чтение текста или просмотр мультфильма.
Кому из вас знакомо это произведение? С кем из ваших близких вы уже говорили на эту тему? (ответы детей)
В этих стихах всё нам понятно, всё кажется легко и просто. А вот давайте попробуем поговорить о более сложных нравственных понятиях. Посмотрите, пожалуйста на доску, и выберите то качество, которое вам хорошо знакомо, о котором вам хочется сказать. (психолог по очереди приглашает к доске учащихся, желающих высказаться о том или ином качестве, мнение ребёнка обсуждается со всем классом, после чего ребёнок должен распределить своё качество в один из двух столбиков: «хорошо» или «плохо»)
Теперь, когда все качества распределены, обратите ваше внимание на плакат «Дружба». Как вы думаете, откуда взято определение «дружбы»? (Ответы учащихся) Совершенно верно, я воспользовалась электронной интернет-энциклопедией Википедия, которая находится в открытом доступе, и любой желающий может моментально найти в ней интересующее его понятие. Обратите, пожалуйста, внимание на выделенные качества на плакате. Куда бы мы могли отнести их? Таким образом, какой вывод мы можем сделать о таком понятии, как «дружба»?
- Зачем нужна дружба? (чтобы все люди жили в мире без войны)
- Как создать дружбу? (начать с себя: любить и прощать)
- Как разрушить дружбу? (обижаться и мстить)
- На что похожа дружба? (Например, на костёр: разгорается – гаснет, всех греет, всех освещает и т.п.,- дети приводят примеры своих, возникших в воображении, образов понятия «дружба»)
Выслушав всех желающих, переходим к итоговой части урока.
Ребята, а давайте нарисуем «дружбу»?! Вы можете нарисовать один из образов, о которых сейчас говорила я или ваши одноклассники. А можете нарисовать свой собственный образ. (Дети рисуют; психолог отслеживает процесс, подбадривает).
Ребята, что нового для себя вы узнали или поняли на сегодняшнем занятии? (Ответы всех желающих) Спасибо всем за ваше мнение, и, как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»
(рисунки вывешиваются на доску)