Психологическое развивающее занятие с младшими школьниками "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


План-конспект коррекционно-развивающего урока, направленного на развитие нравственных ориентиров и повышение значимости дружбы между детьми младшего школьного возраста

Цель: встраивание понятия «дружба» во внутренний план младшего школьника.

Задачи: научиться распознавать, оценивать и интериоризировать общечеловеческие нравственные ценности; формирование социально-моральных установок личности ребёнка младшего школьного возраста.

Инструментарий:

  • на доске размещён наглядный материал:
  • плакат с термином «дружба» из Википедии;
  • таблица из двух столбцов, один из которых озаглавлен «хорошо», другой – «плохо»;
  • отдельно в стороне вразнобой - комплект из карточек с названиями нравственных понятий
  • радость
  • веселье
  • честность
  • помощь
  • уважение
  • старание
  • послушание
  • доброта
  • сочувствие
  • аккуратность
  • уныние
  • злость
  • жадность
  • скука
  • обида
  • ярость
  • месть
  • зависть
  • эгоизм
  • равнодушие
  • если есть интерактивная доска, - мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    https://www.youtube.com/watch?v=fCfvrs8RV4g
    если нет – текст поэмы В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» зачитывает педагог-психолог.
  • Бумага для рисования формата А4 и цветные карандаши у каждого учащегося.

Время: 45 минут.

План урока

Ознакомление учащихся класса с содержанием поэмы В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Беседа с детьми о различных нравственных понятиях из списка и распределение их по столбцам «хорошо» и «плохо» на доске.

ХОРОШО

ПЛОХО

РАДОСТЬ

УНЫНИЕ

ВЕСЕЛЬЕ

ЗЛОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ПОМОЩЬ

СКУКА

УВАЖЕНИЕ

ОБИДА

АККУРАТНОСТЬ

ЯРОСТЬ

СТАРАНИЕ

МЕСТЬ

ПОСЛУШАНИЕ

ЗАВИСТЬ

ДОБРОТА

ЭГОИЗМ

СОЧУВСТВИЕ

РАВНОДУШИЕ

Переход к понятию «дружба» и соотнесение его с нравственными понятиями на карточках на доске (примерные направления беседы):

  1. Зачем нужна дружба? (чтобы все люди жили в мире без войны)
  2. Как создать дружбу? (начать с себя: любить и прощать)
  3. Как разрушить дружбу? (обижаться и мстить)
  4. На что похожа дружба? (Например, на костёр: разгорается – гаснет, всех греет, всех освещает и т.п.)

Рисунок на тему «На что похожа дружба?»

Конспект урока

Ребята, тема нашего занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?». Но прежде, чем мы с вами будем говорить об этом, я прочту вам стихи поэта Владимира Маяковского.

Чтение текста или просмотр мультфильма.

Кому из вас знакомо это произведение? С кем из ваших близких вы уже говорили на эту тему? (ответы детей)

В этих стихах всё нам понятно, всё кажется легко и просто. А вот давайте попробуем поговорить о более сложных нравственных понятиях. Посмотрите, пожалуйста на доску, и выберите то качество, которое вам хорошо знакомо, о котором вам хочется сказать. (психолог по очереди приглашает к доске учащихся, желающих высказаться о том или ином качестве, мнение ребёнка обсуждается со всем классом, после чего ребёнок должен распределить своё качество в один из двух столбиков: «хорошо» или «плохо»)

Теперь, когда все качества распределены, обратите ваше внимание на плакат «Дружба». Как вы думаете, откуда взято определение «дружбы»? (Ответы учащихся) Совершенно верно, я воспользовалась электронной интернет-энциклопедией Википедия, которая находится в открытом доступе, и любой желающий может моментально найти в ней интересующее его понятие. Обратите, пожалуйста, внимание на выделенные качества на плакате. Куда бы мы могли отнести их? Таким образом, какой вывод мы можем сделать о таком понятии, как «дружба»?

  1. Зачем нужна дружба? (чтобы все люди жили в мире без войны)
  2. Как создать дружбу? (начать с себя: любить и прощать)
  3. Как разрушить дружбу? (обижаться и мстить)
  4. На что похожа дружба? (Например, на костёр: разгорается – гаснет, всех греет, всех освещает и т.п.,- дети приводят примеры своих, возникших в воображении, образов понятия «дружба»)

Выслушав всех желающих, переходим к итоговой части урока.

Ребята, а давайте нарисуем «дружбу»?! Вы можете нарисовать один из образов, о которых сейчас говорила я или ваши одноклассники. А можете нарисовать свой собственный образ. (Дети рисуют; психолог отслеживает процесс, подбадривает).

Ребята, что нового для себя вы узнали или поняли на сегодняшнем занятии? (Ответы всех желающих) Спасибо всем за ваше мнение, и, как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

(рисунки вывешиваются на доску)

Приложение 1

Приложение 2