Логопедическая викторина "В гостях у гласных букв"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков
  • закреплять и расширять знания детей о гласных звуках и буквах, их обозначающих
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
  • формировать навыки сотрудничества, инициативности
  • воспитывать доброжелательность

Оборудование: игра «Кто внимательный?», буквы А, О, У, И, Э, Ы из картона, гусеница со «сломанными» буквами, красные карандаши (по количеству детей), предметные картинки на гласные звуки, рабочие тетради с заданиями, эмблемы команд «Умники» и «Умницы».

I. Вводная часть

(дети стоят полукругом, приветствуют гостей)

Логопед: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в страну гласных  букв. Сейчас вам нужно разделиться на две команды, первая команда будет «Знатоки» эмблема которой «Мудрая сова», а вторая «Умники» эмблема «Книга». Займите свои места, и представьте ваши команды (девиз).

(дети расходятся по командам и произносят девизы)

Члены команды «Знатоки» - Саша, Таня, Андрей Ив., Ярослав, Антон

Девиз:

Мы команда - просто класс!
«Знатоки» зовут все нас!

Члены команды «Умники» - Оля, Алена, Витя, Вика, Андрей Ил., Кирилл

Девиз:

Умники - это, конечно, успех,
Будем сегодня мы лучше всех!

Логопед: - Напоминаю, что мы отправляемся в гости в страну гласных букв, но чтобы там оказаться нужно приобрести билеты.
(логопед раздает детям «билеты» красные карточки с предметными картинками, которые начинаются на гласный звук)

- Но пока уберите их под стульчики.Итак, мы отправляемся, закрывайте глаза. Раз, два, три! Открывайте!

(дети сидят на стульчиках две команды друг напротив друга с закрытыми глазами, появляется фея страны гласных букв)

II. Основная часть

(фея приветствует детей)

Фея (воспитатель): - Здравствуйте, ребята, я так рада вас видеть в моей стране гласных букв.

Логопед: Гласные зачем нужны?

Для чего они важны?

Фея (воспитатель):

Гласных нет – и нет слогов,
Без слогов не будет слов!
М. Лэнг

Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
А - на астре расцветает,
И - на иволге летает,
О - на ослике сидит,
У - на улицу глядит,
Э - на это отозвался,
Ы - во внутрь слов забрался

- В моей стране всегда весело и интересно. Сегодня я предлагаю вам посоревноваться. Итак, объявляю первый конкурс.

Фея (воспитатель) - 1 конкурс «Кто внимательный?»

(дети встают перед стульчиками)

Логопед: - Ребята, возьмите и посмотрите на ваши билеты, на них есть картинки, сейчас вам каждому нужно определить и назвать какой гласный звук спрятался в начале этого слова.

(дети каждой команды берут свои билеты, отвечают по одному и садятся снова на стульчик, за правильное выполнение задания команда получает от феи фишку)

- А почему все билеты красного цвета? (потому что гласные звуки обозначаются красным цветом)

Фея (воспитатель) - 2 конкурс «Вспомни правила»

(фея обозначает название конкурса)

Логопед: - Команда «Знатоки» вспоминает, чем отличаются звуки от букв. (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим)

- Команда «Умники» рассказывает о роли гласных звуков в слове. (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

Фея (воспитатель) - 3 конкурс «Расскажи стихотворение о гласной букве»

(фея с логопедом одевают на голову детям, которые подготовили стихи, шапочки с буквой, о которой будут рассказывать)

Логопед: - Это конкурс чтецов. Ваши команды должны рассказать стихи о гласных буквах. Та команда, рассказавшая их более выразительно, эмоционально, правильно проговаривая все звуки, получит от феи фишку.

(дети выходят в центр перед гостями и  рассказывают стихи)

Ярослав (буква А):

Всем известна буква «А»-
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.

Антон (буква И):

«И» похожа на гармошку
На испуганную кошку.
«И» - меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

Андрей Ив. (буква О):

Буква «О» - луна и солнце,
В доме чистое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не все.

Алена (буква У):

Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи!

Витя (буква Ы):

«Ы»… Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтоб легко тебе ходить,
Палочку пришлось добыть.

Андрей Ил. (буква Э):

Буква «Э» - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни.

Фея (воспитатель): - Ребята, а давайте немного отдохнем. Повторяйте вместе со мной, четко проговаривая все звуки.

(дети встают перед стульчиками и выполняют физминутку с воспитателем (феей))

Физминутка

Мы топаем ногами (топают)
Мы хлопаем руками (хлопаем)
Качаем головой (качают головой)
Мы руки поднимаем (руки вверх)
Потом их опускаем (руки вниз)
Мы руки подаем (берутся за руки)
И бегаем кругом (кружатся в парах)
Раз, два, три (три хлопка)
Гласная буква замри! (изобразить любую гласную букву)

Фея (воспитатель) - 4 конкурс «Помоги гусенице»

(дети подходят к столам, каждая команда к своему, на столах лежат гусеницы с элементами гласных букв, дети должны дописать их)

Логопед: - Детки, а сейчас подходите к столам, перед вами гусеница, помогите ей «починить» гласные буквы, используя красные карандаши, допишите недостающие элементы, чтобы получилась целая буква.

(для каждого ребенка своя буква)

Фея (воспитатель) – 5 конкурс «Собери букву»

Логопед: - Ребята, мы раздали вам разрезные буквы и красные фишки, ваша задача собрать из частей букву и обозначить ее звуком.

(каждому ребенку раздаются разрезные буквы и фишки, для обозначения звуком, дети выполняют задание стоя)

Фея (воспитатель) – 6 конкурс «Хитрые картинки»

(в рабочих тетрадях у каждого ребенка приклеены три картинки, начинающиеся на гласные звуки - облако, утенок, арбуз)

Логопед: - А теперь вам понадобятся стульчики, возьмите каждый свой стул и садитесь за столы, открывайте рабочие тетради, перед вами картинки. Раскрасьте ту картинку, которая начинается на звук А, обведите кружочком ту картинку, название которой начинается на звук О, и под оставшейся картинкой напечатайте первую букву этого слова.

(дети берут стульчики и работают за столами)

Фея (воспитатель): - Какие вы все молодцы! Все конкурсы закончились, давайте подведем итог, посчитаем фишки.

(дети вместе с феей считают фишки, побеждает дружба)

- Ребята, а вы не смогли бы приготовить мне небольшой подарок на память от нашей встречи?

Аппликация «Дом для гласных букв»

(дети выполняют с воспитателем аппликацию, расселяют буквы, украшая их узорами, по окнам в один большой дом, который носит название гласные буквы)

- Фея (воспитатель) подводит итог, закрепляет с детьми понятие гласная буква и гласный звук.

III. Итог

Логопед: - Ну вот и пришло время возвращаться нам обратно, в детский сад. Возьмитесь за руки и закройте глаза, раз-два-три, в детский сад нас снова верни, открывайте.

(дети берутся за руки и закрывают глаза, в это время фея уходит из группы)

- Ребята, вам понравилось в стране гласных букв? А что вам запомнилось больше всего?

- Билетики можете взять на память и раскрасить их дома или в свободное время в детском саду. Все молодцы, отдыхайте! (рефлексия)