Необходимость использования информационно-компьютерных технологий на уроках в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-компьютерные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечается несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках: во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей с отклонениями в развитии. Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении детей с интеллектуальными нарушениями большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-компьютерных технологий.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач. Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, информационно-компьютерные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-компьютерные технологий должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности детей, работа с использованием информационно-компьютерными технологиями должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение данных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий, позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики с нарушениями интеллекта в основном имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является: выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей; формирование коммуникативной деятельности; формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем. Немаловажной задачей учителя школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является социализация учащихся в обществе. Информационно-компьютерные технологии позволяют решать и эту задачу.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок, стимулируют воображение школьников;
- способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, повышают успеваемость и качество знаний учащихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал),
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия),
- контроль за умениями, навыками учащихся.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока и это поддерживает интерес к предмету. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.