Вид урока. Урок с элементами исследование.
Цели урока:
- обучение исследовательской деятельности;
- развитие умений писать слова с орфограммой-буквой упосле ч и щ;
- объяснять написание и графически обозначать орфограмму, закрепить понятие «орфограмма».
Задачи:
- в процессе работы прийти к выводу, что буквосочетания ЧУ-ЩУ – это орфограмма;
- научиться ее выделять в словах;
- развивать навыки работы с новым методом на уроке-исследовании.
Личностные результаты:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- развитие чувства прекрасного;
- интерес к чтению;
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты.
Формирование УУД:
Регулятивные УДД:
- развиваем умение исследовать и высказывать своё предположение на основе работы с материалом презентации, учебника, раздаточного материала;
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- использовать метод исследования, анализа и представления информации;
- строить монологическую и диалогическую речь в устной форме;
- извлекать информацию, представленную в разной форме.
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать других; доказывать свои высказывания, обосновывать их;
- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
Планируемый результат:
Знать:
- понятие «Орфограмма», понятие «исследование».
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы слов с орфограммами ЧУ–ЩУ;
- формулировать результат исследования, творческой работы;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.
Ресурсы:
- презентация «Ожившая сказка», включающая методы и приёмы на уроке,
- учебник «Русский язык» под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.; 2 класс, ООО «Баласс», 2013 г.,
- раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, перчаточная кукла Емеля, сказка «По щучьему велению».
Форма работы: фронтальная, групповая, парная.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Девиз урока: «Не стыдно - не знать, стыдно – не учиться!
3. Запись числа и классной работы в тетради.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вспомните кластер «Как устроен наш язык» и расскажите о самой маленькой единице нашей речи. Слайд 1.
Дети по схеме отвечают на вопрос учителя, проводя исследование, что собой представляет слово.
Учитель. А, что мы ещё можем добавить в нашу схему? Вы сейчас сможете ответить на мой вопрос, если проанализируете мою фразу: «Все люди с детства слышат выражение «Это опасно!» В каких случаях ее можно произнести?»
Ответы детей («Опасно переходить дорогу в неразрешенном месте», «Опасно! Дикие животные» и др.)
Учитель. А в русском языке есть опасные места, сигнал опасности? Мы уже неоднократно про них говорили и в 1 классе.
Дети вспоминают про опасные места в словах, говорят о понятии «орфограмма», так как на предыдущих уроках уже познакомились с данным термином.
Учитель. Давайте вспомним несколько правил на изученные орфограммы, а поможет нам в этом приём « Соколиный глаз». Слайд 2.
(Дети исследуют все предложенные слова, находят ошибки.) Можно использовать парный метод работы. Дети доказывают на примерах свои высказывания.
Нарот, вокрук, копуста, класс, театр, сарока, ворабей, ворона, кросс, тона.
Вывод:
- исследовав слова, вы нашли ошибки в них. На основе изученных уже орфограмм придумайте для этих слов задание (разделить на группы по правилам).
Учитель. Молодцы! А теперь внимание на экран (Слайд 3, слоги).
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Учитель. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? (Слоги).
Учитель. Чем мы сейчас будем заниматься?
Дети: играть в игру «Собери слова».
Учитель. Правильно. Будем использовать приём «Собери слово».
Какие слова у вас получились? Подчеркните орфограмму.
Дети: щука, чудо, по щучьему, чуткий, Емеля.
Учитель. Сформулируйте тему урока на основе слов, которые вы собрали.
Дети при помощи учителя формулируют тему урока: «Правописание ЧУ-ЩУ в словах».
Учитель: а какое слово лишнее в работе? Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на это слово. (Используем групповой метод работы. Дети совещаются и делают вывод) Правильно. Сегодня у нас не простой, а волшебный урок. К нам в гости пришёл ваш любимый предмет «Литературное чтение».
Как вы думаете, каких героев он с собой привёл? А почему пришли именно они? Докажите!
Попробуйте спрогнозировать. (Слайд 4 с героями сказки).
Ответы детей.
Давайте проверим наши предположения.
Учитель. А вот и наш Емеля (перчаточная кукла, которая дальше будет помогать учителю и детям работу на уроке). Он вас приглашает вместе со щукой на физкультминутку. (Слайд 5).
4. Развитие учебно-языковых, речевых, исследовательских и правописных умений.
Емеля. Славно размялись, а то я засиделся на своей печке. Ребята, я же не очень грамоте обучен, помогите, научите меня. Стыдно мне перед моей щукой. Вот, посмотрите, как я диктант написал.
Работа с раздаточным материалом. Детям каждому на парту раздается карточка «Емелин диктант».
Учитель. Перед вами лежит «Емелин диктант». Каждый из вас должен исследовать его, найти ошибки по изучаемой теме, исправить их и доказать Емеле, что он был не прав.
Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? Приступаем.
«Емелин диктант»
«Изловчился емеля и поймал щюку.»
«Ладно, только покажы сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущю.»
«Щюка ему говорит: «Запомни мои слова: по щючьему веленью…»
Чюжбина, чюжак, чюдовище…
Учитель. С чего начали исследование? Верный ли вы сделали выбор? Возьмите текст сказки и проверьте свои работы. Ответ аргументируйте. Сформулируйте правило. Есть ли среди этих слов однокоренные?
Емеля. Вот теперь я всё понял и уяснил.
Учитель. Давайте вместе с Емелей сделаем вывод. Дети формулируют правило.
А теперь проверим наши предположения по учебнику. Прочитайте правило.
5. Контроль уровня усвоения знаний.
Емеля. Давайте выясним, весь ли материал усвоен? Над чем нужно еще поработать?
Выполним упражнение по данной теме (на усмотрение учителя, можно с дидактического материала)
Сделайте звуко-буквенный анализ слова щука.
Отгадайте загадку: хвостом виляет, зубаста, а не лает. Подберите к отгадке три однокоренных слова.
6. Рефлексия. Вспомните, какая была тема и цель урока. Чему вы научились? Какие методы и приемы мы использовали? Что больше всего понравилось делать на уроке?
А теперь давайте все вместе составим синквейн:
Орфограммы.
Известные, опасные.
Знать, учить, писать.
Нужные нам буквосочетания.
ЧУ – ЩУ!
Подойдите к «Дереву успеха» и прикрепите свои кружочки.
Домашнее задание. Придумать 4 предложения на орфограмму ЧУ–ЩУ.
Выводы.
Деятельность учеников:
- учиться исследовать текст, задания разного характера;
- наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность;
- формулировать орфографическое правило с помощью учителя;
- находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.
Список использованной литературы.
- Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Лучшие нестандартные уроки в начальной школе. Русский язык/ Под редакцией Г.Н. Сычёвой. ООО «Феникс», 2014.
- Казачкова С.П. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012.
- Е.Н. Потапова Интегрированные уроки в начальной школе». М.: Новая школа, 2012.
- Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. - М.: ЭКСМО, 2012.
- Русский язык после уроков: стандарты второго поколения/ Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная. Ростов н/Д; Фениск, 2011.