Консультация для воспитателей «Работа педагога с родителями по адаптации ребёнка в санатории»

Разделы: Работа с родителями


«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей
гибкостью ума, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р.Коуплан

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых и лечение ребенка - отправить его в детский санаторий.

И вот путевка приобретена, чемоданы собраны и в назначенный день и час вы отправились в санаторий. Казалось бы можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы «Как он там?», «Все ли в порядке?» И стоит только успокоиться и убедить себя в том, что все хорошо, что в случае угрозы жизни или здоровью ребенка, вам обязательно бы сообщили, как начинаются звонки из санатория.

Практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена коллектива и места учёбы является такой незнакомой ситуацией, и, следовательно, наступает сильный эмоциональный стресс. Так, по шкале стрессогенных факторов Холмса-Рея смена деятельности находится на третьем месте по силе воздействия на человека.

Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, снова начинают переживать, а некоторые даже срываются, едут туда и забирают своего ребёнка домой.

Детские психологи советуют: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой». И таких детей в каждой смене немало.

Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к санаторию, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.
Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в санатории. Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к санаторию, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив.  Родителям ребенка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила санаторской жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это персонал санатория.

Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к персоналу санатория за помощью или советом.

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками, так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока воспитатель знакомится со своими подопечными и группа только начинает формироваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Воспитателям требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко.

Как добиться, чтобы адаптационный период для ребёнка прошёл безболезненно, а проблем и тревог у детей нашей группы было меньше? С чего и кого начинать? Естественно с себя. Атмосфера, которую мы создаём, влияет на наших воспитанников, поэтому в первую очередь нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей.

Особенностью работы воспитателя в санатории является тот факт, что основными помещениями нашего взаимодействия с детьми и днём, и вечером являются групповые и игровые. Конечно, есть и процедурные кабинеты, и залы ЛФК  и музыкальный  зал, но всё же мы ограничены в жизненном пространстве. Дети не могут, как в обычном детском саду, после  уйти домой и выплеснуть там свои эмоции, рассказав родителям о прошедшем дне с его радостями и тревогами. Поэтому основная задача воспитателя - создание комфортных условий для их оздоровления и проживания, чтобы всё окружающее их в санатории рождало в каждом ребёнке положительные эмоции, которые благотворно влияли бы на его здоровье.

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из санатория. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в санатории, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к воспитателю, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых и лечение. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из санатория, если не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с воспитателем и попросить прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности поехать в санаторий, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики, как родителям, так и воспитателям. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в санатории в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в санатории и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с санаторием  сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Из всего этого вытекает, что даже самый опытный педагог без одобрения, поддержки и помощи родителей не справится с столь серьёзной проблемой, как адаптация ребёнка в санатории. Сведения о ребёнке мы получаем, прежде всего, в беседе с родителями, ну а потом уже в ходе наблюдения, особенно в первые дни пребывания ребёнка в санатории. Поэтому исключительно от родителей требуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения. В первой беседе с родителями мы получаем важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, увлечениях, особенности общения со взрослыми и сверстниками. Это так должно быть. И в идеале. Но, зачастую, родители скрывают правду о своём ребёнке или вовсе не интересуются его жизнью, к заполнению анкеты подходят формально, думая, что после этого ребенка не примут в санаторий, или надеются, что скрыв проблемы, они исчезнут сами по себе. (Это касается ответов на вопросы «За что вы ругаете ребёнка?», «О наличии вредных привычек»). И лишь немногие, около 20% родителей, делятся с нами проблемами своих детей, их тревогами, увлечениями. И мы, педагоги, это ценим, потому что в этом случае налаживание отношений между воспитателем и ребёнком начнётся с первых минут.

Душевное равновесие, умение радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности,  гармонизация семейных отношений,  делают ребенка менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает количество осложнений и, в конечном счете, увеличивают продолжение человеческой жизни.

 В связи с этим, успешная адаптации детей в санатории  является неотъемлемой частью лечебно-воспитательного процесса и представляет собой возможность приобретения  уверенности в себе и повышении самооценки; развития умения самокритично оценить недостатки своего характера; уберечься от лишних стрессов.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.

3. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.

4. Дорожевец Т.В. Использование «Сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. - №5. – С.48-56.

5. Казначеева А.А., Мельник Ю.И., Фомин Л.Н. Особенности психологической адаптации к средней школе у детей с признаками дисплазии соединительной ткани //Журнал прикладной психологии. – 2000. - №4. – С.36-39.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.

7. Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995.

8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – Спб, 2007.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

11. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.