Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки по теме: «Имя числительное».
Задачи урока:
- расширение знаний учащихся об имени числительном;
- формирование умения находить имя числительное среди других частей речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
- формировать умение работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- развитие умений оценивать себя и своих одноклассников, формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД);
- воспитание культуры учебного труда;
- развитие интереса к изучению предмета “Русский язык”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Дружно встали, подтянулись,
Гостям мило улыбнулись,
Посмотрите на меня.
Работать готовы?
Дети: - Да.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа в группах. У каждой группы слова всех известных частей речи (кошка, стул, бегать, красивый и т.д.) и новой части речи (шесть, девятый, восемь). Ребята, слова новой части речи, которые вызвали у них затруднения в определении части речи, прикрепляют в последний столбик на доске.
имя сущ. имя прилаг. глагол местоимение имя числительное
Учитель: - Какие слова вы не выписали? Почему?
Дети: - Шесть, девятый, восемь. Они не относятся к изученным частям речи.
Учитель: - Чем похожи эти слова?
Дети отвечают.
Учитель: - Можно ли сказать что эти слова составляют отдельную часть речи?
Дети отвечают.
Учитель: - Почему вы так думаете?
Учитель: - Как бы вы назвали эту часть речи?
Дети высказываются.
Учитель: - Откройте учебник на стр.59 и прочитайте хором название новой части речи.
Дети читают хором.
Учитель: - Вот это и будет темой нашего урока.
На доске появляется запись ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
Учитель:- Ребята, а какие задачи поставим перед собой на уроке?
(Дети высказываются)
Задачи на доске появляются.
- Узнать, что такое имя числительное.
- Сформулировать правило.
- Находить имя числительное среди других частей речи.
3. Актуализация знаний.
Учитель: - Для того, чтобы выполнить 1 задание давайте вспомним, что такое имя существительное.
Заполняют таблицу.
Имя существительное - это…… |
|
вопрос |
……… |
обозначает |
……… |
4. Первичная проверка понимания.
Работа в парах. Выполняют задания на карточке.
1. Запишите вопросы, на которые отвечают слова?
- (__________) девятый
- (__________) шесть
- (__________) восемь
2. Соедини слова 1 и 2 столбика стрелками.
Количество предметов шесть
девятый
Порядок предметов при счёте восемь
Учитель: - Вернёмся к таблице на доске и заполним её.
Заполняют таблицу.
Имя числительное – это часть речи, которая отвечает |
|
вопрос |
Сколько? Который? |
обозначает |
Количество предметов, порядок предметов при счёте. |
Продолжают работать на карточке.
3. Попробуйте сформулировать правило.
Имя числительное – это………………..………, которая отвечает на вопросы…..………………………… и обозначает……………………………………
Учитель: - Прочтите какое правило у вас получилось? (Опросить всех желательно)
Зачитывают правило хором в паре.
Учитель: - Откройте учебник на странице 60 и прочитайте правило в учебнике.
(Дети зачитывают правило из учебника хором)
5. Физминутка.
РАЗ – ПРОГНУТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ.
ДВА – СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ,
ТРИ В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА,
ГОЛОВОЮ ТРИ КИВКА.
НА ЧЕТЫРЕ – РУКИ ШИРЕ,
ПЯТЬ – РУКАМИ ПОМАХАТЬ,
ШЕСТЬ - НА СТУЛЬЧИК ТИХО СЕСТЬ.
Учитель:- Откройте тетрадь. Запишите число и классная работа.
Учитель:- Сегодня на каллиграфической минутке пропишем слово СЕМЬ без отрыва, всю строку. (Письмо в воздухе, учитель показывает, дети повторяют)
Учитель: - Откройте орфографический словарь на странице 150 в учебнике и выпишите все словарные слова числительные.
Учитель: - Какие числительные выписали?
Учитель:- Составьте с любым числительным предложение. (Дети придумывают и произносят вслух)
6. Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа. На карточках. (Двое учеников у доски выполняют задание)
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите имена числительные и задайте к ним вопрос.
Неделя.
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре, или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
- Ровно семь в неделе дней.
Взаимопроверка.
7. Закрепление знаний.
Каждому учащемуся раздаётся карточка с заданием. Самостоятельная работа в конце урока.
Фамилия, имя_____________________________________
1. Замени цифры числительными.
Мама сварила (3) ______________банки малинового варенья.
Пятница(5) _______________день недели.
У Земли (1)____________спутник.
Алла живёт на (8)___________________этаже.
8. Домашнее задание.
- 1 степень сложности – найдите и запишите две загадки с числительным.
- 2 степень сложности – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные.
- 3 степень сложности – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные.
9. Рефлексия.
Учитель: - Ребята, встаньте, кто считает, что активно потрудился на уроке. Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Поделитесь впечатлениями о нашем уроке. (Дети высказываются)
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу на уроке.