Открытый урок по русскому языку по теме "Имя числительное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки по теме: «Имя числительное».

Задачи урока:

  • расширение знаний учащихся об имени числительном;
  • формирование умения находить имя числительное среди других частей речи;
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
  • формировать умение работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку);
  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
  • развитие умений оценивать себя и своих одноклассников, формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД);
  • воспитание культуры учебного труда;
  • развитие интереса к изучению предмета “Русский язык”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

- Дружно встали, подтянулись,
Гостям мило улыбнулись,
Посмотрите на меня.
Работать готовы?

Дети: - Да.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа в группах. У каждой  группы слова всех известных частей речи (кошка, стул, бегать, красивый и т.д.) и новой части речи (шесть, девятый, восемь). Ребята, слова новой части речи, которые вызвали у них затруднения в определении части речи, прикрепляют в последний столбик на доске.

имя сущ.           имя прилаг.           глагол           местоимение          имя числительное

Учитель: - Какие слова вы не выписали? Почему?

Дети: - Шесть, девятый, восемь. Они не относятся к изученным частям речи.

Учитель: - Чем похожи эти слова?

Дети отвечают.

Учитель: - Можно ли сказать что эти слова составляют отдельную часть речи?

Дети отвечают.

Учитель: - Почему вы так думаете?

Учитель: - Как бы вы назвали эту часть речи?

Дети высказываются.

Учитель: - Откройте учебник на стр.59 и прочитайте хором название новой части речи.

Дети читают хором.

Учитель: - Вот это и будет темой нашего урока.

На доске появляется запись ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Учитель:- Ребята, а какие задачи поставим перед собой на уроке?

(Дети высказываются)

Задачи на доске появляются.

  1. Узнать, что такое имя числительное.
  2. Сформулировать правило.
  3. Находить имя числительное среди других частей речи.

3. Актуализация знаний.

Учитель: - Для того, чтобы выполнить 1 задание давайте вспомним, что такое имя существительное.

Заполняют таблицу.

Имя существительное - это……

вопрос

………

обозначает

………

4. Первичная проверка понимания.

Работа в парах. Выполняют задания на карточке.

1. Запишите вопросы, на которые отвечают слова?

  • (__________) девятый
  • (__________) шесть
  • (__________) восемь

2. Соедини слова 1 и 2 столбика стрелками.

Количество предметов                             шесть

                                                                      девятый

Порядок предметов при счёте                восемь

Учитель: - Вернёмся к таблице на доске и заполним её.

Заполняют таблицу.

Имя числительное – это часть речи, которая отвечает

вопрос

Сколько? Который?

обозначает

Количество предметов, порядок предметов при счёте.

Продолжают работать на карточке.

3. Попробуйте сформулировать правило.

Имя числительное – это………………..………, которая отвечает на вопросы…..………………………… и обозначает……………………………………

Учитель: - Прочтите какое правило у вас получилось? (Опросить всех желательно)

Зачитывают правило хором в паре.

Учитель: - Откройте учебник на странице 60 и прочитайте правило в учебнике.

(Дети зачитывают правило из учебника хором)

5. Физминутка.

РАЗ – ПРОГНУТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ.
ДВА – СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ,
ТРИ В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА,
ГОЛОВОЮ ТРИ КИВКА.
НА ЧЕТЫРЕ – РУКИ ШИРЕ,
ПЯТЬ – РУКАМИ ПОМАХАТЬ,
ШЕСТЬ - НА СТУЛЬЧИК ТИХО СЕСТЬ.

Учитель:- Откройте тетрадь. Запишите число и классная работа.

Учитель:- Сегодня на каллиграфической минутке пропишем слово СЕМЬ без отрыва, всю строку. (Письмо в воздухе, учитель показывает, дети повторяют)

Учитель: - Откройте орфографический словарь на странице 150 в учебнике и выпишите все словарные слова числительные.

Учитель: - Какие числительные выписали?

Учитель:- Составьте с любым числительным предложение. (Дети придумывают и произносят вслух)

6. Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа. На карточках. (Двое учеников у доски выполняют задание)

  • Прочитайте стихотворение.
  • Выпишите имена числительные и задайте к ним вопрос.

Неделя.

Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре, или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
- Ровно семь в неделе дней.

Взаимопроверка.

7. Закрепление знаний.

Каждому учащемуся раздаётся карточка с заданием. Самостоятельная работа в конце урока.

Фамилия, имя_____________________________________

1. Замени цифры числительными.

Мама сварила (3) ______________банки малинового варенья.
Пятница(5) _______________день недели.
У Земли (1)____________спутник.
Алла живёт на (8)___________________этаже.

8. Домашнее задание.

  • 1 степень сложности – найдите и запишите две загадки с числительным.
  • 2 степень сложности – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых встречаются числительные.
  • 3 степень сложности – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные.

9. Рефлексия.

Учитель: - Ребята, встаньте, кто считает, что активно потрудился на уроке. Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.

Поделитесь впечатлениями о нашем уроке. (Дети высказываются)

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло ваших друзей согревает вас.

Спасибо за работу на уроке.