Класс: 4 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- познакомить с глаголами-исключениями;
- развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
- совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
- повышать культуру речи;
- прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
- воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Ход урока
1. Оргмомент
2–4 слайды
2. Закрепление для вхождения в новую тему
Учитель: Кто о себе так заявляет?
5 слайд
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
6 слайд
О глаголе
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
7 слайд
Будем думать, рассуждать и т.д.
8 слайд
Какой постоянный признак глагола вы знаете?
9 слайд
Что такое спряжение?
10 слайд
Чтобы определить спряжение….
11 слайд
Как будем действовать? (Работа в группе)
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. (Приложение 1)
- Поставь глагол в неопределённую форму.
- Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
- Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
3. Словарная работа
Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. Определить спряжение.
(слайд 12,13)
4. Постановка проблемы
слайды 14–19
- Найдите глаголы 1 спряжения
Проспрягайте глагол «смотреть»
Глагол-исключение
- Найдите глаголы 2 спряжения
Проспрягайте глагол «брить»
Глагол-исключение
5. Открытие детьми темы урока
Учитель: Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.
20 слайд
Тема урока: "Глаголы исключения".
21 слайд
Цель урока:
- выяснить, какие глаголы, являются глаголами-исключениями;
- научиться писать безударные окончания глаголов-исключения.
22 слайд
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).
23 слайд
В алгоритм вставляем глаголы исключения
6. Физминутка
7. Закрепление знаний о глаголах-исключениях
Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С.Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. (Работа с индивидуальными карточками).
Рассуждение по алгоритму: (слайд 24)
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
25 слайд
1.
“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”
2.
“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”
3.
“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
4.
“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
5.
“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
8. Самостоятельная работа
26, 27 слайды
9. Итог урока
28, 29 слайды
- Какова была тема урока?
- С какой проблемой столкнулись?
- Глаголы-исключения 1-го спряжения.
- Глаголы-исключения 2-го спряжения.
- Почему эти глаголы являются исключениями?
- Как у них определить спряжение?
- Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.
10. Оценивание работы учеников на уроке
слайд 30
11. Домашнее задание
Выучить глаголы-исключения.