План-конспект урока русского языка по теме «Глаголы-исключения». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Класс: 4 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • познакомить с глаголами-исключениями;
  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
  • повышать культуру речи;
  • прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Воспитательные:

  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока

1. Оргмомент

2–4 слайды

2. Закрепление для вхождения в новую тему

Учитель: Кто о себе так заявляет?

5 слайд

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

6 слайд

О глаголе

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

7 слайд

Будем думать, рассуждать и т.д.

8 слайд

Какой постоянный признак глагола вы знаете?

9 слайд
Что такое спряжение?

10 слайд

Чтобы определить спряжение….

11 слайд

Как будем действовать? (Работа в группе)

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. (Приложение 1)

  1. Поставь глагол в неопределённую форму.
  2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
  3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

3. Словарная работа

Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. Определить спряжение.

(слайд 12,13)

4. Постановка проблемы

слайды 14–19

  • Найдите глаголы 1 спряжения
    Проспрягайте глагол «смотреть»
    Глагол-исключение
  • Найдите глаголы 2 спряжения
    Проспрягайте глагол «брить»
    Глагол-исключение

5. Открытие детьми темы урока

Учитель: Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.

20 слайд

Тема урока: "Глаголы исключения".

21 слайд

Цель урока:

  • выяснить, какие глаголы, являются глаголами-исключениями;
  • научиться писать безударные окончания глаголов-исключения.

 22 слайд

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).

 23 слайд

В алгоритм вставляем глаголы исключения

6. Физминутка

7. Закрепление знаний о глаголах-исключениях

Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С.Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. (Работа с индивидуальными карточками).

Рассуждение по алгоритму: (слайд 24)

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.

25 слайд

1.

“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”

2.

“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3.

“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

4.

“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

5.

“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

8. Самостоятельная работа

26, 27 слайды

9. Итог урока

28, 29 слайды

  1. Какова была тема урока?
  2. С какой проблемой столкнулись?
  3. Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  4. Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  5. Почему эти глаголы являются исключениями?
  6. Как у них определить спряжение?
  7. Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.

10. Оценивание работы учеников на уроке

слайд 30

11. Домашнее задание

Выучить глаголы-исключения.