Введение
Информатика и ИКТ оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, информационные ресурсы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей.
Таблица 1
п/п |
Предметная область |
Содержания обучения |
1 |
Информатика |
Формирование понятий «информационный процесс», «кодирование», «декодирование», «код», «алфавит» и т.д. |
2 |
История |
Знакомство с этапами становления письменности, зарождение счета. Рассмотрение некоторых вопросов истории искусств. |
3 |
Естествознание |
Знакомство с дорожными знаками, разметкой, сигналами светофора, условными обозначениями на контурных картах. |
4 |
Языкознание |
Древние и современные алфавиты. Ребусы, шарады и принципы их разгадывания. |
5 |
Математика |
Понятия системы счисления. Виды систем счисления. Способы записи, чтения, сравнения чисел в различных системах счисления. Перевод чисел. |
6 |
ИЗО |
Орнамент. Символика цвета |
7 |
Музыка |
Нотная запись. Символизм в музыке. |
Сущность информатики как научной дисциплины заключается в изучении закономерностей протекания информационных процессов в различных средах (системах).
Особый интерес у обучающихся вызывает такой информационный процесс, как кодирование.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова кодировать определяется как «зашифровать при помощи кода; перевести информацию из одной кодовой системы в другую», где под кодом понимается система условных обозначений, сигналов, передающих информацию.
Несколько иной подход к кодированию представлен в одном из задачников по информатике: «Кодирование – процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи обработки».
Таким образом, при кодировании информация может как изменять свою форму, так и оставаться по форме неизменной, но ее содержательное представление или наполнение будет иным.
Ниже представлен материал, который может быть использован в качестве дидактического материала при обучении школьников основам кодирования информации.
Кодирование текстовой информации
Задание 1. Шифр Цезаря.
Для шифрования текста каждая его буква заменяется другой, отстоящей после неё в алфавите на определённое число позиций. Это число является ключом шифра. Символы алфавита записываются циклически (по кругу). Для дешифрирования сообщения каждая его буква заменяется стоящей перед ней в алфавите на число позиций, которое использовалось в качестве ключа при шифровании.
Рисунок 1
А) Декодируйте сообщения.
Вариант 1 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 1. Нь обфшймйтэ лпейспгбуэ! |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Вариант 6 |
Вариант 7 |
Вариант 8 |
Вариант 9 |
Вариант 10 |
Ответы:
Вариант 1, 3, 5, 7, 9: Мы научились кодировать!
Вариант 2, 3, 5, 7, 9: Мы умеем декодировать.
Б) Закодируйте с помощью кода Цезаря ваши фамилию и имя.
Задание 2. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:
Рисунок 2
А) Помогите декодировать предложенные слова:
Ответ: классный, информация, информатика, кодирование, телеграмма
Б) С помощью флажковой азбуки запишите название вашей любимой книги.
Задание 3. Игра «Прочти слово»:
Учащимся поочередно показываются карточки с картинками, а они должны назвать слова, которое получается.
Ответы: урок, принтер, ручка, книга, ранец
Задание 4. Ребусы
Ответы: компьютер, накопитель, курсор, модем, дисплей, интернет, монитор, принтер, пиксель, хранение, передача, обработка.
Задание 5. Расшифруй слова по адресам его букв:
А) (1,1), (3,3), (4,2), (5,1)
3 | Г |
П |
Е |
И |
Н |
2 |
С |
У |
Ф |
К |
Ы |
1 |
Р |
Л |
М |
Т |
А |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ: река
Б) расшифруй пословицу: (2,2), (4,3), (5,2), (1,3), (3,1)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
сканер |
до |
думает |
и |
печать |
2 |
не |
компьютер |
кормит |
бумага |
а |
3 |
человек |
но |
шифр |
решает |
принтер |
Ответ: Компьютер решает, а человек думает.
Задание 6. Дана семафорная азбука
Рисунок 3
Расшифруйте следующие слова:
Ответ: монитор, принтер, сканер, клавиатура, информатика, молодцы.
Примечание: данную семафорную азбуку можно давать учащимся при выполнении физкультминутки на уроке.
Задание 7.Определите код и узнаете зашифрованную фразу по рисунку:
Рисунок 4
Задание 8. Шифр «Поворотная решетка»
Накладывая трафарет на таблицу и поворачивая его по часовой стрелки, выписывая при этом буквы из «окошек», получится сообщение.
Ответы:
А) Представление информации с помощью кода.
Б) Выбор способа кодирования зависит от цели
В) Код – это система условных знаков для представления различной информации.
Кодирование числовой информации
Задание 1. Восстанови рисунок по координатам, заданным в двоичной системе счисления.
1 (101,101) | 8 (1011,10) |
15 (101,10) |
22 (10,1001) |
2 (1000,1000) |
9 (1001,10) |
16 (101,11) |
23 (11,1001) |
3 (1001,1000) |
10 (1001,11) |
17 (110,11) |
24 (11,110) |
4 (1011,110) |
11 (1010,11) |
18 (111,1001) |
25 (100,101) |
5 (1100,110) |
12 (1010,100) |
19 (111,1000) |
26 (101,101) |
6 (1100,111) |
13 (111,100) |
20 (111,1000) |
|
7 (1011,111) |
14 (111,10) |
21 (10,1000) |
|
Ответ:
Рисунок 5
Задание 2. Раскрась рисунок соответствующими цветам, если цвет дан в двоичном коде: 100 – зеленый, 101 – голубой, 110 – красный, 111 – желтый, 1000 – коричневый, 1001 – черный.
Ответ: 4 – зеленый, 5 – голубой, 6 – красный, 7 – желтый, 8 – коричневый, 9 – черный
Задание 3. Названия месяцев, которыми мы пользуемся, - январь, февраль, март и т. д. – не русские. Они пришли к нашим предкам из Византии вместе с юлианским календарем. А как называли месяцы в Древней Руси? Расшифруйте их названия.
|
|
|
. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Ответ: просинец, сечень, сухий, березозоль, травень, изок, червень, зарев, рюин, листопад, грудень, студень.
Кодирование графической информации
Задание 1. Рассмотри рисунок. Что изображено на камне? Что делают люди возле костра? Какую сцену они разыгрывают? Что помогает древнему человеку изображать в танце животных?
Рисунок 6
Задание 2. Верно ли закодирован рисунок? Исправьте ошибки, если они есть.
Ответ:
Задание 3. Запишите код рисунка.
Задание 4. Восстановите рисунок по коду.
Задание 5. Раскрась рисунок, используя предложенный код.
Рисунок 7
Ответ:
Рисунок 8
Ответ:
Рисунок 9
Ответ:
Задание 6. Кодирование информации направлениями.
Движение начинать с середины листа.
Ответ:
Кодирование звуковой информации
Задание 1. Используя любые предметы, передайте стук дождя по дереву, по стеклу, по железной крыше. Составь описание, продолжив фразу: «Когда дождь стучал по …»
Задание 2. Игра «Нарисуй песню».
Играющиеся делятся на две команды. Они слушают музыку из детской песни. Затем ребятам дается время, чтобы они вспомнили текст песни и нарисовали к ней рисунок. Побеждает та команда, которая при помощи рисунка как можно точнее передаст смысл песни.
Список литературы
- Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы./ авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. – М.: Планета 2011.
- Информатика в школе. № 3 – 2010. – М.: Образование и информатика, 2010.
- Информатика в школе. № 4 – 2010. – М.: Образование и информатика, 2010.
- Информатика. 2-11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики/авт-сост. А.Г. Куличкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- www.rebus1.com – интернет-ресурс по составлению ребусов.
- http://www.dvaporosenka.ru/raskrasky/raskraski-po-cifram/305-raskraski-po-nomeram - раскраска по символам (рисунок 7)
- http://ped-kopilka.ru/photos/1041-2 - раскраска с заданиями (по буквам) (рисунок 8)
- http://www.ixtira.tv/photo/raskraski_razvivajushhie_i_obuchajushhie/raskraski_po_nomeram/parusnik_po_nomeram/56-0-2271 - раскраска по номерам (рисунок 9)