Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть художественный образ симфонии №5 Л.Бетховена.
Образовательная задача: проследить за особенностями симфонического развития.
Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй произведения.
Воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа.
Методы обучения:беседа, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: беседа.
Техническое обеспечение: проектор, компьютер, фортепиано.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Начать наш разговор сегодня мне хотелось бы стихотворными строчками, которые помогут вам определить тему урока:
«Никогда не сдавайся»
Никогда не сдавайся, держись,
Как бы сильно не била нас жизнь.
Никогда не смиряйся с судьбой,
Больно – плачь, но всегда будь собой.
Будь готов к равнодушью друзей
И к предательству близких людей.
Восприми данный нам тяжкий рок,
Будто жизни хороший урок.
Не страшись никогда перемен,
Не скрывайся в убогости стен.
Не показывай слабость свою,
Даже если стоишь на краю.
И о том что прошло не жалей,
То, что можно, исправь поскорей.
Докажи, ты себе, после всем,
Можешь быть ты сильнее проблем.
Никогда не сдавайся, борись,
Неспроста ведь дарована жизнь.
Жизнь, что с опытом, только сильней
Сильных делает духом людей.
Артем Аларин
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о музыке борьбы и победы)
Назовите имя композитора, рядом с именем которого часто звучит слово «борьба»? (Бетховен)
Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), великий немецкий композитор, пианист и дирижер, родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Уже в 12 лет в биографии Бетховена пополнилась первой работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку, любил читать. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнут и угрюм, отказывается от выступлений. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения. Бетховен оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Он подарил миру 9 симфоний, более 40 сонат, 16 струнных квартетов, ряд увертюр и другое. Многие его произведения широко известны по всему миру. Симфония № 5, «Лунная соната», «К Элизе», «Эгмонт» и многое другое.
- Трагичной была судьба величайшего из композиторов 19 века. Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад.
Наиграть начало «Симфонии №5» Л.Бетховена.
- Каковы ваши ощущения?
- С каким известием так могут постучаться к человеку?
- Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!).
В годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы.
Героические образы музыки Л.Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образам итальянского художника Микеланджило, с греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Показ слайдов.
Сравните образ преодоления, победы, торжества, выраженных в скульптурах и в симфонической музыке Л.Бетховена. Что в них общего?
Ответы уч-ся.
- Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы. Послушаем небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Какими интонациями композитор определил его характер?
Первое прослушивание 1 части симфонии №5
- Сколько тем вы услышали? Как они прозвучали? (Первая – песенная, тревожная, слышатся жалобные интонации. Вторая – резкая, властная, слышится маршевая интонация).
- А если представить, что это портрет. Каков характер этого человека?
(Человек и слабый, и мужественный одновременно. В музыке слышна нежность, робость, и в то же время - это судьба, может быть жестокая, беспощадная и несправедливая).
- Кто же побеждает в этом поединке? (Воля и мужество).
В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс и т.д. А в чём особенность симфонии? Если сравнить симфонию с литературой, то с каким литературным жанром ее можно сопоставить?
(Симфония похожа на роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное).
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, создавая такой образ?
Характер грозный, мрачный, сильный, страшный…
- Интонации песенные, маршевые, танцевальные? (маршевые).
- Вслушайтесь в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.
(Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм).
- Какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?
(медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы (тембр)
- А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.
Повторное слушание. Тема судьбы.
«Слово о Бетховене»
(строчки из стихотворения)Его талант сравним с пургой,
Грозою и огнём;
И будет музыка его
Победно петь о нём.
Через года, через века
Той музыке идти,
Пускай же шествует она,
Прекрасней нет пути…
Елена Каморина
- Что чувствует человек, слушая музыку Бетховена? Может ли она помочь нам, современным людям, живущим в 21 веке? Ответы детей.
Музыка - это искусство, которое объединяет людей, помогает им понять друг друга.
В завершение сегодняшнего урока пусть прозвучит песня «Музыка – это дивная страна». Исполнение песни.
- Подвести итог нашего разговора поможет синквейн по теме урока, который вы сейчас попробуете написать.
Пример синквейна:
Музыка
Сильная, мужественная
Звучит, зовет, борется.
Так судьба стучится в дверь.
Бетховен
Домашнее задание: выразить в красках характер музыки, прозвучавшей на уроке.