Цель: воспитание чувства любви к Родине, уважения к героическому прошлому Родины.
Образовательная задача: знакомство учащихся с героическим прошлым своих родственников, участников ВО войны, самоотверженностью, мужеством русских воинов при выполнении задания Родины.
Воспитательная задача: на примере мужества русских солдат формировать такие нравственные качества, как смелость, чувство гражданского долга, патриотизма; дать понятие о том, что подвиги в военное время совершались во имя жизни на Земле.
Оборудование: компьютер, презентация, видеозаписи, фонограмма песни, стенгазета, у каждого ученика вырезанный из бумаги голубь.
Ход мероприятия
I. Долгих 4 года шла война. 9 Мая 2017 года в 72 раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
1.
Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
2.
Мы слышим их,
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Звучит фонограмма: далекие разрывы, гул самолетов, песня А.Александрова "Священная война". На сцене ребята 40-х годов. Сидят, прислушиваясь к звукам.
1-й уч. Что теперь будем делать? Как жить?
2-й уч. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
1-й уч. Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
2-й уч. Так уж сразу и полка?
1-й уч. Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
2-й уч. А я буду сержантом, как мой отец.
1-й уч. А на каком он фронте?
2-й уч. Погиб под Смоленском. (Пауза. Уходят)
II.
Учитель. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел час -они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.
- Назовите имена детей – героев ВО войны? Мы говорили с вами о них.
Они знали, что такое война, они пережили тяготы и лишения той жестокой войны. А знают ли о подвигах и героях войны современные дети?
Я думаю, совсем немного.
- Поэтому какую цель мы поставили перед собой?
(Как можно больше узнать о героях ВО войны)
- Задачи сегодняшнего классного часа?
- Найти материал о родственниках – участниках ВО войны;
- Рассказать о них своим одноклассникам;
III.
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…
Рассказы ребят о героях своей семьи
1. Мой прадед Рябухин Александр Яковлевич. Он родился в 1926 году в деревне Осинцево Суксунского района. Призвали его на фронт в 1944 году, служил в зенитной артиллерии. Получил медаль «За отвагу» за сбитый самолёт. Участвовал во взятии Берлина. Написал свою фамилию на стенах Рейхстага. Участвовал в освобождении Варшавы от фашистских захватчиков. Получил «Медаль Жукова» за форсирование реки Одер в Германии.
Также имеет многочисленные юбилейные медали.
Пришёл со службы в 1952 году, женился, имел троих детей. Работал библиотекарем, председателем Брёховского сельского совета. Умер 23 февраля в 2006 году.
Правнук Брагин Константин
Ученик
Как мало их осталось на земле
не ходят ноги и тревожат раны,
и ночью курят, чтобы в страшном сне,
вновь не стреляли в них на поле брани.
2. Мой прадедушка, Ядрышников Фёдор Михайлович, в звании младшего лейтенанта и должности командира пулемётного взвода воевал на 2-м Прибалтийском и Калининградских фронтах с 1 мая 1942 года по 16 сентября 1944 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил отвагу и смелость. Дважды был ранен: лёгкое ранение получил в 1942 году и тяжёлое ранение в правое предплечье в сентябре 1944 года в боях под городом Рига в Латвии.
Мой прадедушка награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу», а также юбилейными медалями.
Правнучка Шадрина Ирина
3. Моего прадеда зовут Лихачов Виктор Иванович. Он родился в 1929 году в посёлке Куеда.
Когда началась война, ему было всего 16 лет. Он добровольцем ушёл на фронт воевать с гитлеровцами. Мой прадедушка был танкистом. Он геройски сражался с фашистами и прошёл всю войну до самого Берлина. Был награждён орденом Мужества и другими медалями. После войны прадед оставался служить в армии, до самой пенсии. Умер он в 86 лет. Я горжусь своим прадедом!
Правнук Юдин Денис
Ученик
Мне хочется их каждого обнять,
теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
но я не бог... война им снова снится.
4. Мой прадед Никитин Николай Иванович. Был призван в армию в 1939 году. А вскоре началась война. Его отправили на фронт. Мой прадед всю войну прослужил разведчиком.
Было много вылазок в расположение противника для выявления различных данных – рассказывал он. Запомнилось взятие первого живого немца, «языка». Двигалась техника немцев к оборонительному рубежу противника, стало светать. Мы оставались лежать без движения там, где кого застал рассвет. Двигаться не было возможности, так как противник мог обнаружить и всех расстрелять. С наступлением темноты подползли вплотную к огневой точке противника. Выбрав момент, когда часовой отвлекся, вскочили, схватили его, заткнули рот и доставили к своим.
В 1945 году прадеда отправили воевать с Японией. Там он тоже был разведчиком до самой Победы. Когда он вспоминал своих боевых товарищах, он всегда плакал. После войны в Суксун не вернулся. Жил и умер в селе Хаджок Краснодарского края. Орденов и медалей очень много, но к сожалению они не сохранились.
Рассказ составлен со слов моей бабушки Валентины Ивановны.
Правнучка Токарева Кристина.
Ученики
Он не стонал. Он только хмурил брови
И жадно пил. Смотрели из воды
Два впалых глаза. Капли тёплой крови
В железный ковш стекали с бороды.
С врагом и смертью не играя в прятки,
Он шёл сквозь эти хмурые леса.
Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.
5. Я хочу вам рассказать о своём прадеде. Звали его Ярушин Григорий Николаевич. Он родился и жил в деревне Ярушино. В 1939 году его призвали в армию, в 1941 году вместе со своей военной частью уезжает на фронт. Воевал в звании гвардии сержанта, а по должности был мастером орудийной батареи. В 1944 году был награждён медалью «За боевые заслуги» за то, что под огнём противника быстро устранял повреждения орудий, чем способствовал выполнению поставленных задач батареи.
Второй подвиг прадед совершил в 1945 году уже на территории Германии в период наступательных боёв. Несмотря на обстрел, прямо на огневых позициях, восстановил выведенные из строя два орудия. За этот подвиг был награждён «Орденом Красной Звезды»
Только через 7 лет он вернулся на родную землю, в Ярушино. Там прожил всю жизнь. Я горжусь своими прадедушками и прабабушками, которым было нелегко в военное время.
Правнук Ярушин Иван
6. Мой прадед Садыров Амирзян Амирзянович родился в д. Барсаи Уинского района в 1920 году. В возрасте 18 лет был призван в армию. Прадед отслужил 3 года и тут началась ВО война. Он начал воевать в 79 стрелковой дивизии рядовым солдатом. Прошёл всю войну, храбро сражался и получил 8 медалей и 2 ордена. Вернулся домой в звании ефрейтора в 1946 году. Женился и у него было пятеро детей, моя бабушка была третьим ребёнком. Умер мой прадед летом 1997 года в возрасте 77 лет.
Правнук Седухин Никита
Пусть внукам не достанется война
и грязь её потомков не коснётся,
пусть курит бывший ротный старшина
и слышит, как внучок во сне смеётся.
Учитель. Течёт река времени, но никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть на защите своей Родины. Ребята, всмотритесь внимательно в эти кадры взятия Рейхстага.
А может, ваши прадеды среди этих солдат?
Взятие Рейхстага-видео
Учитель. 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! И 20 миллионов погибших людей! Это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!
20 миллионов, вы только представьте – если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!
Ученик:
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса?
(Минута молчания. Хронометр.)
Дети исполняют песню “От героев былых времён” из кинофильма «Офицеры».
IV. Рефлексия.
Учитель.У вас на партах голуби, вырезанные из бумаги. Голубь – это символ мира.
Напишите на них, что такое для вас мир и что такое война, как вы это понимаете.
Зачитайте (несколько человек). Прикрепите своих голубей на доску.
Пусть всегда на Земле будет мир!
А наш с вами долг беречь память о героях, подаривших нам мирное небо.
Помнить об их стойкости, мужестве и беззаветной любви к Родине и воспитывать эти качества в себе.