Адаптация ребенка к образовательному учреждению всегда довольно сложный и продолжительный процесс, независящий от пола и возраста. Именно первый опыт преодоления своих страхов, сомнений, нахождение в этот период с чутким и внимательным взрослым накладывает неизгладимый след на всю жизнь человека. Этот опыт, на мой взгляд, важен тем, что ребенок в дальнейшем будет (или не будет) бояться преодолевать трудности, расставаться на время со своими близкими людьми, идти на контакт с окружающим социумом, находить в себе силы отвлекаться от своих переживаний и переключаться на интересные для себя занятия.
В рамках детского сада ребенок находится весь день в группе с 25 сверстниками - это довольно суровое испытание для маленького человека, который имел дело только с узким кругом близких людей. Конечно, у многих малышей - это может вызвать стресс и отрицательные эмоциональные реакции. Малыш целый день, находясь в детском саду занят, как правило, одной мыслью, когда его отсюда заберет мама, что она сейчас делает, чем она так занята, что не может забрать его раньше. В этот период многие дети с удовольствием соглашаются пойти из группы в другое помещение (кабинет) и сделать маме подарок. Эта мысль, как правило их утешает, отвлекает от горестных раздумий, дает силы дождаться того времени, когда за ним придут родители. В кабинете психолога помимо ярких красок, мягкого и податливого (послушного) пластилина есть много игрушек, веселая музыка, доброжелательный и открытый взрослый, готовый их выслушать, успокоить, посочувствовать и поддержать.
Для того, чтобы дети хотя бы на время ощутили себя уверенно и спокойно мной был разработан цикл занятий для малышей. Содержание занятий можно модулировать (выстраивать, подбирать содержание и продолжительность каждой части заданий) индивидуально в зависимости от развития детей, их опыта, умения (желаний) воспринимать материал. Занятия имеют единую тему, которая отражается в различных видах деятельности: игровая, творческая, музыкальная.
Позитивный настрой детей, несомненно, отражается на всей деятельности маленького человека: повышается его познавательная активность, умение замечать и учитывать потребности других людей, улучшается (убыстряется, возрастает) темп усвоения нового материала (новых знаний), приобретение опыта действия с различными материалами, узнавание опытным путем различных свойств предметов (вес, размеры, текстура и т.д.). Очень важна личная заинтересованность взрослого в конструктивном общении с ребенком. Педагогу, на мой взгляд, должно быть самому интересно это общение: услышать мнение ребенка, его взгляд на решение проблемной ситуации. Этот интерес взрослого чувствуют дети и им тоже становиться важно это общение (взаимодействие), они ждут этих встреч и с удовольствием узнают и познают окружающую действительность. Уважительное отношение педагога к любым проявлениям детей, наглядно учит их, как надо взаимодействовать друг с другом для достижения поставленной цели (результатов).
Каждое занятие «окрашено» положительными эмоциями, учитываются индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. При этом дети учатся слушать друг друга, говорить (высказывать свои мысли) по очереди, делиться со сверстниками игрушками (деталями, элементами игр).
Ниже приведено примерное тематическое планирование занятий на сентябрь и октябрь (16 занятий). Эти занятия - результат комбинирования различного материала из литературных источников, которые апробированы в процессе проведения занятий с детьми двух-трех лет.
Занятия проходят два раза в неделю в первой половине дня и имеют следующую структуру:
- Логоритмика (пальчиковые игры)
- Выполнение творческого задания (рисование, лепка, аппликация) в основе которого лежит сотворчество взрослого и ребенка.
- Дидактическая, подвижная игра (сплочение детей, развитие коммуникативных умений, навыков делать единовременно одно дело всем вместе, ориентируясь при этом на действия друг друга).
Ритуал прощания (получение наклейки, прощание с игрушкой).
План занятий
Занятие 1 «Тучка с дождиком»
Рисование тучи с помощью трафарета и капель дождя с помощью ватных палочек. Перед рисование тучи взрослый знакомит детей с волшебной губкой, которая умеет прыгать и оставляет разноцветные следы на бумаге. При желании дети могут нарисовать солнце, выглядывающее из-за тучи.
Занятия 2 и 3 «Зонтики»
Рисование восковыми мелками узоров на куполе, закрашивание акварельными красками, прикрепление к куполу ручки (приклеивание). Взрослый дает детям послушать звуки дождя и спрашивает у них, что нужно человеку, чтобы не вымокнуть под дождем. Педагог показывает детям различные изображения куполов зонтов, просит их выбрать те, которые им больше всего понравились. Затем взрослый раздает детям силуэты куполов зонтов белого цвета и восковые карандаши. Купол зонта разделен предварительно на сектора. Дети делают самостоятельно или с помощью взрослого узор на зонте. На втором занятии взрослый показывает чудесное превращение - закрашивает акварельными красками белый купол зонта. Когда краска высыхает - можно увидеть сделанные до этого восковыми карандашами узоры. Дети выполняют задание самостоятельно. После этого взрослый сам или с детьми приклеивает к куполу ручку.
Занятие 4 «Отпечатки яблок на тарелке»
Детям показывают яблоки разных размеров и цветов. Взрослый обращает внимание детей на форму яблок и предлагает им посмотреть, что находится внутри яблока. Педагог, заранее разрезает яблоко пополам и показывает детям коричневые зернышки. После этого дети совместно со взрослым покрывают срез яблока краской и оставляют отпечатки на заранее нарисованной тарелке." Вот и угощение для мамочки!
Занятие 5 «Кленовые листья»
Взрослый показывает ребятам осенние листья с разных деревьев, называет их. Затем выбирает кленовый лист и предлагает детям его нарисовать. Для этого используются трафарет и волшебная помощница губка.
Занятие 6 «Рябина»
Взрослый знакомит детей с ягодами рябины, дает представление о понятии «гроздь», рассказывает о пользе рябины для питания птиц. Иллюстрирует рассказ картинками или видео рядом. Затем педагог показывает картинки, на которых птицы клюют ягоды. Обращает внимание детей, что ягоды являются любимым угощением птиц даже зимой. После этого взрослый показывает детям заранее подготовленное изображение веточки рябины без ягод и предлагает дополнить рисунок ягодами, что можно сделать несколькими способами - рисовать их с помощью ватной палочки или скатывать шарики из пластилинов, прикладывать их к веткам рябины и затем расплющивать пальцем, при этом кусок пластилина приобретает круглую форму и прикрепляется к рисунку.
Занятие 7 «Виноград»
Показываем детям муляж винограда. Вспоминаем, что такое гроздь, что виноград может быть разных цветов, с косточкой и без нее. При желании можно познакомить детей с изюмом. Затем показываем ребятам силуэтное изображение кисти винограда и предлагаем им нарисовать ягоды. Для этого нам понадобятся пробки - окунаем пробку в краску и прижимаем ее к бумаге. Так делаем наши ягоды.
Занятие 8 «Кукуруза»
Взрослый загадывает детям загадку «Золотые зернышки. Рядышком сидят. Быстро их отварим. Угостим ребят». Показывает изображения кукурузы, рассказывает, что такое початок, как растет кукуруза. Затем дети с помощью ватной палочки и желтой краски делают зернышки на силуэте кукурузы. Можно усложнить задание и предложить детям сделать зернышки из пластилина.
Занятие 9 «Арбуз»
Взрослый загадывает детям загадку и показывает картинки. На них показано, как и где растут арбузы, что внутри них есть семечки, на корке - темно зеленые полоски. Взрослый показывает им, предварительно нарисованную половинку арбуза без зернышек и предлагает им дополнить рисунок. Семечки можно нарисовать ватными палочками, либо использовать для этого черный пластилин. Полоски на корке - с помощью кисти и темно зеленой краски.
Занятие 10 «Клубочки для котенка»
Рисование восковыми мелками клубочков разного цвета и величины круговыми движениями. Педагог показывает детям клубочки разного цвета и размера, рассматривает совместно с детьми - практические действия (разматывает клубок, показывает ребятам длинную нитку). Для повышения познавательного интереса взрослому необходимо использовать игрушку котенка, который очень любит запутывать нитки.
Занятие 11 «Осеннее дерево»
Взрослый показывает детям изображения осеннего леса, обращает их внимание на цвет листьев на деревьях. Показывает различные осени листья, просит назвать ребят какой листочек с какого дерева к нам на занятие прилетел. После этого педагог обращает внимание детей на заранее подготовленное изображение дерева, просит их назвать, чего не хватает. Затем с помощью ватных палочек дети делают листья на дереве. Можно для этого использовать пластилин.
Занятие 12 «Банка с вареньем»
Взрослый вспоминает с детьми одно из любимых угощений Карлсона - варенье (показывает иллюстрации). Педагог рассказывает из чего можно сварить варенье (из ягод и фруктов), как оно называется (клубничное, вишневое, яблочное, малиновое и т.д.), как хранят варенье. После беседы взрослый предлагает детям «заполнить» банки вкусным вареньем - с помощью ватных палочек и краски делаем отпечатки (маленькие и большие ягоды) на силуэте банки. «Вот какое вкусное варенье приготовили мы сегодня для наших мам!»
Занятие 13 «Грузовик самосвал с песком»
Педагог показывает детям игрушечный самосвал и предлагает наполнить его кузов разными сыпучими материалами (гречка, манка, фасоль, чечевица). Когда машина загружена и готова перевозить материал, обратить внимание детей на какую геометрическую фигуру похожа горка материала в кузове машину (на треугольник). Когда груз будет доставлен, важно дать ребятам рассмотреть сам процесс выгрузки материала (как он высыпается из кузова, как постепенно увеличивается горка на земле и уменьшается в кузове). После этого педагог дает детям ватные палочки и краски, предлагает загрузить самосвал материалом на выбор детей.
Занятие 14 «Большое и маленькое яблоко»
Детям предлагается отгадать загадку: «Круглые, большие, сладкие такие! На дереве висят, пока их не съедят!» Ребята совместно со взрослым рассматривают яблоки разных размеров и цветов, вспоминают на каком дереве растет этот плод, обсуждают для чего нужна «палочка» у яблока, с детьми старшего возраста можно разрезать яблоки пополам и посмотреть, что там внутри. Затем детям взрослый раздает заранее подготовленные трафареты яблок двух размеров и просит их с помощью «волшебной» губки нарисовать разноцветные яблоки. Очень важно обсудить с каждым из детей какого цвета и какого размера получились у него фрукты. «Это какое яблоко? Большое. А какого оно цвета? Кого ты угостишь вкусным большим красным яблоком?».
Занятие 15 «Мячик»
Педагог показывает детям мячик, окрашенный по секторам в основные цвета - желтый, красный, зеленый и синий. Предлагает им назвать цвета и сравнить мячик с подготовленным заранее рисунком подобного мяча, но с небольшими белыми (неокрашенными) кругами. Взрослый: «Чтобы наш мячик хорошо мог прыгнуть и не сдулся - надо нам ребята заделать эти дырки цветным пластилином». После этого дети скатывают небольшие шарики, размещают их в соответствии с цветом сектора и прикрепляют их, расплющивая большим пальцем. В конце занятия можно поиграть всем вместе с веселым мячом, выполнить различные движения под музыку Е.Железновой «Мяч положим и поднимем».
Занятие 16 «Стирка»
Взрослый показывает кукольную одежду в пятнах, спрашивает детей, что могло с ней случиться, интересуется, что нужно сделать, чтобы вещи стали опять чистыми? Ребята совместно со взрослым вспоминают, что после стирки одежда мокрая и ее нельзя носить - нужно повесить на веревку и высушить. Чтобы наша одежда не упала и снова не испачкалась мы ее закрепляем на веревке с помощью прищепок. После беседы можно провести дидактическую игру - помочь взрослому развесить одежду на веревке и закрепить ее с помощью разноцветных прищепок. Затем дети выполняют аппликацию - на листах бумаги заранее нарисована линия (веревочка) на которую дети приклеивают различную разноцветную одежду (футболка, платье, брюки, шорты и т.д. Одежда заранее готовится взрослым перед занятием). Очень важно обсудить какого цвета одежда, как она называется, в какое время года ее можно носить.