УМК «Гармония». 2 класс
Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом Н.Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».
Задачи:
Образовательные:
- Расширить сведения о жизни и творчестве Н.Сладкова и познакомить с его произведением «Бежал ежик по дорожке»;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;
- обогащение нравственного опыта младших школьников;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг Н. Сладкова, карточка с названием рассказа «Бежал ежик по дорожке».
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 2 класса.» (О.В. Кубасова) Смоленск, «Ассоциация XXI век», Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка: справочник». - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. - 144с.: илл., рабочие листы к уроку, игра «Лото» по биографии Н.Сладкова.
Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.
1.Формулирование темы и цели урока.
У: - Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на уроках литературного чтения.
- Выполним 1-е задание. Прочитайте его.
У: Назовите первую часть темы урока.
Д. Первая часть темы урока: Николай Сладков.
У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.
У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.
Прочитайте его.
Д: Название произведения «Бежал ёжик по дорожке».
У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.
Назовите тему урока полностью.
Д: Тема урока: "Николай Сладков и его произведение «Бежал ежик по дорожке»".
У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Цель:
- повторить и расширить сведениями о Ж и Т … …;
- познакомиться с произведением … … « … »;
У: А теперь дополните цель урока, используя «Мою шкатулку» на странице 4-7.
Д: учиться читать и ??? … « … ».
Д: мы будем учиться читать и анализировать произведение Н.Сладкова «Бежал ёжик по дорожке».
2. Подготовительная работа.
Учитель открывает на доске портрет писателя.
У: Начнем работу над первой частью цели урока, для этого выполним задание №3 «В гостях у автора». (Викторина по биографии Н.Сладкова. Карточки необходимо разрезать и раздать детям по одной на парту. Ученик зачитывает первый вопрос (карточка №1). Все учащиеся следят за текстом и ищут ответ на вопрос на своей карточке. Если ответ найден - читают его всему классу).
У: Ребята, что нового о Н.Сладкове вы узнали из игры ЛОТО?
У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
Словарная работа.
У: В произведении встретится слово, значение которого нужно уточнить.
Выполним задание №4.
- Как вы понимаете значение слова наперегонки?
- Где об этом можно узнать? (показываю словари: орфографический и толковый) – в каком из этих словарей можно узнать значение слова? (ученик выбирает словарь, объясняет, почему выбрал именно эту книгу).
Прочитайте значение слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Наперегонки - стараясь перегнать друг друга.
Антиципация.
У: Прочитаем задание № 5 в рабочем листе. По иллюстрации, по названию произведения, слову, с которым мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь.
2-3 ученика высказывают свои предположения.
3. Первичное чтение учителем.
У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение Н.Сладкова «Бежал ежик по дорожке». (Учебники открыты страница 108)
4. Проверка первичного восприятия.
У: - О чем это произведение?
У: - Подтвердились ли ваши предположения?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником «Моя шкатулка» на странице 12.
5. Анализ произведения.
У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
- Можете пользоваться справочником «Моя шкатулка» на странице 112.
Д: Мы познакомились с произведением, которое относится к жанру сказки.
У: Зачитаем признаки сказки, используя справочник «Моя шкатулка» на странице 112.
Д: Признаки сказки.
- Наличие вымысла (животные разговаривают)
- Своеобразное начало (зачин), концовка, наличие присказок, продолжений.
- Повтор
- Сказочные слова и выражения
- Добро побеждает зло
У: - Определите тему сказки.
Д: Этот сказка о животных.
У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке.
- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.
Вторичное чтение. Анализ произведения.
У: Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться анализировать произведение «Бежал ежик по дорожке»)
У: Проанализируем текст, выполнив задание № 6 на листочках. Прочитаем его.
- Прочитаем первый вопрос. Кто его восстановил?
1) Что однажды случилось с ёжиком?
- Кому ты адресуешь этот вопрос?
У: Чтобы мы смогли ответить на этот вопрос, перечитаем рассказ еще раз.
После чтения рассказа ученик отвечает на вопрос 3-4 предложениями.
У: - А теперь мы проверим, как вы запомнили содержание сказки. Откройте печатную тетрадь на стр.79.
Прочитаем задание № 1.
- Каждый выполнит задание самостоятельно. А потом вы оцените работу своего соседа. Если цифры расставлены по порядку, как происходят события в тексте, то вы поставите звездочку.
Учитель выводит слайд презентации для проверки на экран.
У: - Прочитаем второй вопрос. Какое слово пропущено?
2) Почему ёжик решил состязаться с улиткой, лягушкой, филином?
У: - Кому ты адресуешь вопрос?
Д: (Читают в учебнике) «Улиткина скорость известно какая: семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку и съел».
«Ничего, думает еж, - у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, Лягушку съел - сейчас и до Филина доберусь!»
У: - Прочитаем и восстановим третий вопрос.
3) Какие чувства испытывал Ёжик, когда состязался с улиткой, лягушкой, филином?
У: - Кому ты адресуешь вопрос?
- А теперь, используя шкатулку на стр. 16 попробуйте подобрать слова, которые обозначают чувства ёжика в этот момент.
- Какие группы слов здесь есть?
Д: Самоуверенность - застенчивость, гордость - стыд и т.д.
- Из какой группы слов можно выбрать слова, которые передают чувства ежика в момент встречи с улиткой и лягушкой?
Д: Ежик испытывал чувство высокомерия, и собственного превосходства. Легко ежу быть храбрым со слабыми!
У: Прочитаем четвертый вопрос. Восстановите его.
4) Как Ёжик общался с улиткой, лягушкой, филином?
Д: Ёжик общался с животными грубо, невежливо.
«Ну, улитка, давай-ка наперегонки»,
«Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки»,
«почесал еж сытенькое брюшко лапкой и говорит эдак небрежно:
- Давай, филин, наперегонки. А коли догоню - съем!»
У: - Прочитаем пятый вопрос. Кто заметил ошибку?
5) Что можно сказать о Еноте?
- Что можно сказать о Ёжике? Кому ты его адресуешь?
Д: ежик вел себя некрасиво
- Глупый
- Гордый
- Грубый
- Хитрый
- Насмешливый
- Хвастливый
- Высокомерный
Давайте заглянем в нашу шкатулочку на стр. 116 и попробуем дополнить характеристику ежа.
Д: ёжик был зазнайка, хвастун, нескромный, самолюбивый, самоуверенный.
Учитель добавляет на доску слова о Ёжике в 1 столбик.
У: Ребята, какого сказочного героя вам напомнил ежик?
У: послушайте отрывок: «Ничего, - думает еж, у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь!»
Д: Ёжик напоминает колобка. Он тоже говорил: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя лиса и подавно уйду!»
У: Сравните, чем закончилась история с колобком и нашим Ёжиком.
Д: Колобка съела лиса. А наш ежик остался жив - здоров. Но он получил хороший урок!
У: Каким мы видим Ёжика в конце сказки?
- Пугливый
- Догадливый
- Осторожный
- Беспомощный
- Напуганный
- Рассудительный
У: - Прочитаем шестой вопрос. Кому ты адресуешь вопрос?
6) Какой совет автор дает Ёжику?
«Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!»
У: - Прочитаем седьмой вопрос.
7) Как ты думаешь, исправится ли Ёжик?
Д: Ежик обязательно исправится. Он очень испугался филина, но не растерялся. Съежился да под корни закатился. До утра там просидел. Теперь будет знать, кого ему в лесу бояться.
У: -Каким надо стать Ёжику, чтобы исправиться? Ответим, используя «Мою шкатулку» на стр. 114-117.
- Осторожный
- Умный
- Выдержанный
- Воспитанный
У: -Прочитаем восьмой вопрос. Восстановите его. Кому ты адресуешь вопрос?
8) Подбери свое название к произведению.
Вывод: Ёжик был еще очень маленький. Сначала думал, что «шутя в лесу проживет». Наверняка, это была его первая охота. Скорее всего, он и врагов своих в глаза не видал.
Эта история не просто случилась с Ёжиком. Он получил урок.
Творческая работа.
У: Ребята, сейчас мы будем работать в группах. Для этого прочитаем задание № 7. Разбейтесь в группы по 4 человека. Начинайте свою работу. Помните, что каждая группа должна выбрать самого лучшего чтеца.
У: Сейчас лучшие чтецы с помощью жребия определят, чью роль они исполнят.
У: Роли определены. Чтецы готовы? Прочитайте диалог так, чтобы все услышали в вашем диалоге целую палитру чувств.
Остальные ребята будут экспертами. Они отметят хорошее в прочитанном диалоге и недочеты.
«Внимание, идет запись!» «Тишина в студии!»
Читает первая группа.
У: Оцените чтение группы сигналами.
- Удалось ли ребятам передать настроение героев?
- Послушаем аудиозапись.
- Слово экспертов.
Учитель вручает ученикам медальки «Лучший диктор»
6. Домашнее задание.
Прочитаем задание № 8* на печатном листе.
У: Дома вы прочитаете сказку еще раз и выполните задание № 8.
- Придумай продолжение истории про ежика.
- Поищи и принеси в класс книги о ёжиках.
7. Рефлексия.
У: - Вернемся к цели урока. Все ли нам удалось реализовать?
Молодцы, отлично поработали.
- А теперь я предлагаю вернуться к пословицам, с помощью которых, в начале урока мы определили фамилию автора. Прочитаем их еще раз.
- А теперь подумайте, для чего Николай Сладков написал эту сказку. Используя эти пословицы, дайте совет ежику.
Д: Ежик, будь умным!
Д: Ежик, никогда не жадничай!
Д: Ежик не гордись и не зазнавайся, уважай всех лесных жителей!
У: Перед вами портрет автора рассказа, ежик и филин. Подумайте, кого бы вы хотели поблагодарить за сегодняшний урок? Прикрепите рядом с этим портретом карточку со словом «спасибо».
У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.
Используемая литература.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. – 76 с.: илл.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая - думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая - думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ «МИАЦ», 2009. – 80 с.: илл.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка» Справочник по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.