О духовном воспитании и о методах преподавания истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ

Разделы: МХК и ИЗО


Согласно ст.75 «Закона об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Основной целью учреждений дополнительного образования является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств. Готовясь к уроку, преподаватель задается вопросом- каким образом выстроить урок, чтобы он был интересен детям?

Педагогическая практика показывает, что урок, построенный только лишь на последовательном перечислении фактов биографии, творческих заслуг и демонстрации репродукций того или иного художника малоинтересен обучающимся. Эффективность такого преподавания урока низкая, соответственно, интерес к предмету падает, а вместе с ним и общий уровень культурного развития детей - нашего будущего.

В данной статье пойдет речь о тех методах, которые, на наш взгляд, могут не только значительно повысить интерес учащихся к предмету «История изобразительного искусства», но и в целом поднять планку образовательно-культурного уровня обучающихся.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать следующие методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»:

  • Метод «оживления персоны» (здесь: авторское название метода)

Начиная рассказ о художнике, расскажите о нем так, как будто Вы лично с ним знакомы:

- используйте не только общеизвестные факты биографии, список творческих заслуг, но и подготовьте фрагменты личной переписки художника с родными, друзьями, коллегами(конечно, в той уместной степени, какая приемлема для аудитории слушателей)

- факты биографии, не связанные с художественной деятельностью (так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным садоводом)

- расскажите о художнике не как о «готовом гении», а как о живом человеке, испытавшем взлеты, падения, разочарования, но и познавшем успех. Все это позволит привлечь внимание детей к излагаемому материалу.

  • Метод сравнительно-художественного анализа.

- рассказывая детям о направлении или художественном стиле, следует изложить не только суть художественного направления, особенности техники, но и сравнить их с работами других художников этого же направления.
Например, обсудить сходства и различия в понимании сути направления французских импрессионистов (К.Моне, Э.Дега, К.Писсарро) и русских импрессионистов (К.Коровин, И.Грабарь, Ф.Малявин)

- отметьте наличие элементов другого стиля либо направления в деятельности, которую вел конкретный художник. Так, обсуждая творчество Ильи Ефимовича Репина, сделайте акцент не только на его приверженности реализму с острой социальной направленностью - «Бурлаки на Волге», «Нищая из Веля» и др., но и отметить такую работу, как «Какой простор!» (1903 г), где особенно заметно влияние французских импрессионистов на творчество И.Репина.

  • Пространственно-временной метод.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, например о барокко или рококо, для полноты картины обсудите проявление стиля (направления) не только в живописи, но и других видах искусства.

- расскажите о скульптуре, архитектуре сначала в искусстве одной страны - например, барокко Лоренцо Бернини (собор Св.Петра и площадь перед ним в Риме), а потом отметьте специфику стиля в другой стране – России – барокко Франческо Бартоломео Растрелли, т.н. «растреллиевское барокко» в Зимнем дворце, Смольном монастыре, Екатерининском дворце Санкт-Петербурга), не имеющему аналогов на Западе. [1, 76].

- используйте «технику временного переноса», т.е. поместите обсуждаемую тему во временной период, актуальный для этой темы; расскажите о вопросах престижа, материальных и духовных ценностях периода (что было приято в обществе, а что запрещено), только при таком подходе можно ощутить ценность тех или иных действий художников. (например, расскажите о проблемах импрессионистов - борьбе романтиков с академистами, об антагонизме Энгра и Делакруа, об исканиях барбизонцев и т.д.).

Этот метод позволит оценить ситуацию как реально ощущаемую, а соответственно, интерес к ней возрастет.

  • Метод интеграции явлений искусства в полотно жизни.

- рассказывая о стилях и направлениях в искусстве, следует отметить условность периодизации в плане указания четких временных рамок. Каждое явление , в том числе и явление искусства, прежде, чем родиться, зреет в умах и сердцах общества. Оно, как любое живое явление, «рождается», «живет», т.е. влияет на окружающий мир, и «умирает», порождая новое направление или стиль,т.е. существование одного явления обусловливает появление другого.

  • Метод двустороннего взаимодействия, или метод обратной связи.

Урок - это комплекс мероприятий, это время общения преподавателя и детей, питание общей эмоциональной атмосферой.
Начиная любую тему, следует выяснить осведомленность детей в предлагаемой теме и выслушать их мнение по кругу вопросов.
Далее, как «капитан урока», преподаватель, завязав диалог, переходит к:

- подробному обсуждению темы с детьми;

- корректирует явно ошибочные позиции с учетом достоверных сведений по предмету «История изобразительного искусства» и искусствоведения в целом;

- делает вместе с детьми вывод по теме.

И, наконец, хочется сказать от себя лично: помните, что на время урока именно Вы - проводник для детей в мир искусства, от Вас зависит,чему научится ребенок, что останется в его сердце и душе, когда он выйдет за порог Вашего класса, и чем он потом поделится с Миром. Все зависит от Вас.

Список использованной литературы

  1. Мировая художественная культура (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование/ Л.Г.Емохонова.-М.; Издательский центр «Академия», 2014. 240с.:ил., [32] с.цв.вкл.
  2. Лукреция, "О природе вещей", 1, 146-158: