Данная методическая разработка будет полезна педагогам и воспитателям коррекционных дошкольных учреждений для консультирования родителей, чьи дети имеют зрительную патологию.
1 гр. Семьям, где преобладает гиперопека по отношению к ребенку данной категории.
- Необходимо снять с ребенка гиперопеку, как бы трудно это не было. Ребенок с нарушением зрения – это, прежде всего, ребенок. Основное для развития ребенка, чтобы он действовал самостоятельно, приобрел некоторый жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Важно разбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.
- Исключить постоянный предупредительный контроль, лишающий ребенка самостоятельности или поиска таковой по типу: «Я все сделаю сама».
- Необходимо сдерживать себя, когда ребенок начинает самостоятельно осваивать окружающий мир. Не следует действовать с помощью запретных мер. Необходимы терпеливые объяснения, показы способов действия и совместное сотрудничество по освоению окружающей действительности.
- Создайте все необходимые условия, где бы ребенок мог проявить самостоятельность.
- Необходимо активизировать ребенка во всех видах деятельности, где взрослый будет исполнять роль видимого побуждения ребенка к активным действиям, если даже он это делает неумело.
- У ребенка могут быть в семье «свои обязанности», соответствующие его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка и у него появляется желание справиться с более сложными заданиями.
- Увлекать ребенка совместной деятельностью с взрослым, в ходе которой осуществляется обучение и закрепление, имеющихся знаний, умений, навыков.
- Не следует слепо защищать все поступки, действия ребенка от оценки окружающих, видя только в других стремление, причинить вашему ребенку «боль».
- Не закрывайте глаза на отрицательные поступки, действия своего ребенка.
- Необходимо постоянно беседовать, чтобы ребенок сам учился оценивать свои действия или поступки. Формальное внушение без объяснения значимости тех или иных действий не сформируют у ребенка правильного представления о них.
- Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добился положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка.
2 гр. Семьям, где просматривается негативное отношение к ребенку с патологией зрения.
- Патология ребенка не должна вести его к изоляции с окружающим миром и ограничению общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, т. к. только во взаимодействии с ними расширяется естественный кругозор ребенка, потребность его в познании, приобретаются практические навыки и умения.
- Нужно больше проявлять к ребенку тепла, ласки, нежности и любви. Не следует бояться, что это изнежит ребенка, сделает его еще более беззащитным, ибо уважительные дружеские отношения укрепляют веру ребенка в том, что он не один противостоит этому огромному миру.
- Важно, чтобы ребенок активно участвовал в повседневной жизни семьи и таким образом имел представление о том, как, в какое время и каким образом происходит то или иное событие.
- Необходимо исключить обсуждение всех недостатков ребенка в присутствии самого ребенка.
- Следует отказаться от командно-распорядительного тона, от физических наказаний, т.к. они не только совершенно бесполезны, но и вредны по отношению к детям, имеющим какие-либо нарушения в развитии, т.к. такие методы воздействия могут развить в ребенке множество дополнительных комплексов, замкнутость, нерешительность, в некоторых случаях озлобленность.
- Недопустимо стимулировать ребенка подтруниваниями над ним или высмеиванием его слабостей, сравнением с другими детьми.
- Следует меньше раздражаться, а главное, научиться ровно и спокойно реагировать на все неудачи ребенка.
3 гр. Семьям, где склонны к преувеличению возможностей ребенка.
- Необходимо принимать своих детей такими, какие они есть, ни в коем случае не завышать и не занижать их возможностей.
- Необходимо соизмерять реальные силы ребенка с нарушением зрения, не требуя от него большего, чем он может.
- Отказаться от сотворения из ребенка кумира, ожидая от него чего-то необыкновенного. Исключить все формы состязания.
- Обучать своего ребенка со зрительной патологией чему-либо не ради выявления и развития ранних способностей, которыми можно было бы блеснуть среди знакомых, а по мере того, как эти склонности и способности начинают проявляться.
- Не торопить развитие способностей ребенка с нарушением зрения, помнить, что психика его очень неустойчива и вместо любви к тому или иному роду занятий можно сформировать негативное отношение.
- Предоставить ребенку свободу выбора деятельности (игра, труд, музыка и др.), а не сводить деятельность ребенка к однообразию по желанию и усмотрению родителей.