Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- дать элементарное представление о причинах возникновения земледелия;
- формировать у детей представление о выращивании растений на огороде;
- учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно-творческой деятельности.
- Формировать умение детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, овощах, фруктах;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
Оборудование:
- книга Джанни Родари «Чиполлино»;
- кукла театра би-ба-бо Чиполлино;
- стендовый театр «Репка»;
- листы для рисования, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки;
- запись музыкальных произведений из мультфильма «Чиполлино».
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
Ход деятельности
Воспитатель вносит в группу книгу.
Воспитатель – Ребята, сегодня мы продолжим читать книгу (показывает) какую?
(Ответы детей: «Чиполлино»).
Кто написал ее? (Ответы детей: Джанни Родари)
(Неожиданно появляется из-за книги игрушка театра би-ба- бо Чиполлино)
Чиполлино – Здравствуйте, друзья!
Вы узнали меня?
(Дети отвечают, кто это, здороваются с Чиполлино)
Да, я - Чиполлино! Огородный лук!
Я на грядке кончил школу
Луковых наук!
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, Чиполотто,
И, конечно, я!
А куда это я попал?
Дети – В детский сад.
Чиполлино – А что это такое? (Ответы детей о том, что такое детский сад)
Вот здорово! О! Эта книга обо мне и моих друзьях. Отгадайте мои загадки и узнаете кто они.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки (горох).
Белобока, круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её… (капуста).
Красная мышка с белым хвостом,
В норке сидит под зеленым листом (редиска).
Чиполлино – Молодцы, все загадки отгадали и друзей моих узнали!
Воспитатель – А сейчас отгадайте мою загадку. Я буду загадывать вам загадку словами, а вы будете показывать жестами и движениями. Готовы?
Не видна из грядки, (Дети сидят на корточках, сложив руки над головой.)
Играет с нами в прятки. (Закрывают ладонями лицо.)
И никто бы не нашел, (Встают, ходят, пожимают плечами.)
Да, гляди, торчит хохол. (Вытягивают руки вперед ладонями вверх.)
Потяните крепко, (Делают движения, будто тянут овощ.)
Вытащили – репка! (Руки вверх, встают на носочки.)
Чиполлино – Как здорово! Мне понравилась ваша загадка. А где растут овощи вы знаете?
(Ответы детей: на огороде)
Воспитатель – Ребята, если Чиполлино понравилось, как вы показали загадку про репку, давайте расскажем и покажем Чиполлино где растут овощи.
Физкультминутка «Собираем урожай»
В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем (Дети шагают на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопают в ладоши.)
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку (Загибают пальцы.)
Репу и свёклу
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
В огороде мы старались -
Низко к грядке нагибались (Наклоняются.)
Весь собрали урожай, (Выпрямляются и, показывая перед собой разводят руки в стороны.)Вот он, видишь? Получай! (Показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук.)
Воспитатель – Чиполлино, а ты знаешь сказку про репку?
Чиполлино – Не знаю.
Воспитатель – Ребята, а вы помните эту сказку?
(Ответы детей)
Воспитатель – Как начинается сказка?
(Ответы детей с помощью стендового театра.)
– Кто тянул репку?
(Дети выходят и прикрепляют героев сказки на мольберте.)
– А знаете ли вы, откуда у Деда и Бабки появилась репку на огороде?
Да и сам огород – как он возник и почему у него такое странное название?
(Ответы детей)
Хотите узнать? Тогда слушайте новую сказку!
Сказка «Как посадил Дед репку»
Давным-давно, когда не было еще ни царства, ни государства, в дремучем сосновом бору, на речном берегу, в старой, на половину вкопанной в землю землянке, жили – были Дед и Баба. Было это так давно, когда люди еще не знали земледелия. Дед охотился на зверя и птицу, рыбу в реке ловил. Баба ягоды, грибы да съедобные коренья собирала. Была среди них и репка, но только не культурная, которую мы сейчас сажаем на огороде, а дикая – маленькая, да и не такая вкусная. Когда пища вокруг землянки кончалась, переселялись они в другое, более щедрое место.
Вот лежит как-то дед на лавке довольный – много рыбы сегодня наловил. По избе вкусный запах идет Баба в печь горшок поставила, уха варится.
- Эх, сейчас бы к ухе да кашу из репы! Свари-ка Баба кашу.
- Из чего ж я тебе ее сварю?
- Так из репы!
- Да репы-то нет.
- А ты принеси.
- Откуда же я ее принесу? Ту, что была, давно съели, а за новой я, на ночь, глядя, в лес не пойду.
Хочешь каши – сделай так, чтобы репка рядом росла!
- Совсем с ума сошла Баба! Да как же я ее посажу рядом!? Где? Глянь – какой лес кругом! А трава какая. Их – то куда девать?
- Ничего, что ли, старый, уже не соображаешь? Так ты освободи место для репки своей: сруби деревья, сожги их, чтобы оставить в земле питательные вещества, накопленные ими; перекопай почву, чтобы освободить ее других растений. Да огородить не забудь частоколом, чтобы дикие звери не смогли съесть наш урожай.
- Нешто я справлюсь?! Староват я стал для таких дел!
- Да мы тебе подсобим! Я костры жечь буду, Внучка – ветки собирать и плести, Жучка – от зверья всякого по ночам сторожить, Кошка – запасы наши в погребе стеречь, а Лошади привяжи бревно с сучьями – так и почву вспашешь быстро. Всем работа найдется, пошевеливайся только. Глядишь, до зимы и управимся… С весны семена сажать начнем, да не одну репу, а и другие съедобные растения посадим. Сорняки полоть будем, водой поливать, и к осени у нас своя репка будет!
- Ну, баба, ну молодец, все придумала да и не забыла никого! Нам теперь и переселяться далеко не надо будет: как земля оскудеет – расчистим лес по соседству, и снова вся еда под боком будет. Но как же нам назвать это место?.. Придумал! Так и назовем его – ОГОРОД! Что ж мы сидим – ВСЕ ЗА ДЕЛО!
И закипела у них работа. Расчистили они землю, огородили, принесли из леса семена, посадили их весной, ухаживали за ними, а осенью уродился богатый урожай. Стал Дед каждый день есть свою любимую кашу из репки и еще больше собой гордиться. А чтобы вкуснее она была, он семена для посадки брал только от самых сладких и крупных растений. Зажили они лучше прежнего! И вот однажды…
Физкультминутка «Сказки»
Вот дед репку посадил (Наклониться.)
И водой ее полил (Имитация движения.)
Вырастала репка, хороша и крепка (Развести руки в стороны.)
А теперь ее потянем (Имитация движения.)
И из репы кашу сварим (Имитация еды.)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (Показать силу.)
Воспитатель – Ребята, помните! Благоприятные условия для культурных растений человек создает только за счет уничтожения живых организмов, которые жили или могли бы жить на этом месте, называя их сорняками и вредителями.
Воспитатель – Чиполлино, а хочешь, ребята нарисуют для тебя, как овощи растут на огороде?
Чиполлино – Хочу. А они смогут?
Воспитатель – Конечно смогут. Проходите ребята к столам, садитесь удобно. Вам понятно что вы должны нарисовать? (Ответы детей.)
– С чего надо начать рисунок? (Ответы детей).
– Верно, сделайте набросок с помощью простого карандаша, а раскрашивать можете восковыми мелками и цветными карандашами.
Можете начинать.
(Дети рисуют, воспитатель индивидуально, при необходимости, дает советы. По окончанию выполнения работ, рисунки вывешиваются и рассматриваются.)
Воспитатель – Ну что, Чиполлино, тебе нравится, как ребята нарисовали огород?
Чиполлино – Здорово! Такие интересные и разные получились у ребят рисунки. Вы настоящие художники!
Воспитатель – А ребята у нас не только замечательные художники, но и настоящие артисты. Они готовят спектакль о тебе и твоих друзьях. Ты приходи к нам на премьеру, мы будем тебя ждать.
Чиполлино – Спасибо, обязательно приду. А теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель – Ребята, а мы с вами продолжим читать сказку Джанни Родари «Чиполлино».