Цели:
- Формировать умение определять число и род имён существительных.
- Формировать через содержание учебного материала личностные УУД таких как: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формировать основы гражданской идентичности, осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Развитие
- регулятивных УУД таких как: принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательных УУД: осуществлять анализ и синтез материала, обобщать;
- коммуникативных УУД : формировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, строить монологическое высказывание.
Оборудование: нэтбуки, доска SMART, индивидуальный раздаточный материал, презентация.
Ход урока
1. Организация урока.
Здравствуйте, ребята. Урок у нас будет необычный. Мы будем путешествовать по нашему городу и увидим достопримечательные места. Путь путешествий и Путь познаний всегда требует от человека определённых усилий и работы. Вот и мы с вами совершая Путь, будем выполнять Работу.
Перед вами лежит «Карта путешествия», которая будет нам указывать Путь путешествия. Рядом лежит «Моё путешествие», по которому каждый из вас будем работать.
На «Карте путешествия» есть Шкала успеха, где вы будете отмечать и оценивать выполненную работу тремя цветами:
- жёлтым - если вы всё выполнили правильно;
- зелёным - если сделали 1-2 ошибки,
- красным - если с работой не справились (я думаю, сегодня таких ребят не будет).
2. Основная часть.
- Я хочу вам признаться, что очень люблю русский язык. А Вы? (Да).
За что вы его любите?( на русском языке можно выражать свои мысли, чувства…). Мы с вами русские люди, это наш родной язык.
3. Словарная работа. (на экране карта)
Герб какой страны перед вами? Россия. (двойная согласная с)
Россия – это наша… родина
Главный город России? Москва
Москва – это…… столица
Какие достопримечательности есть в Москве? метро
Место, где находится президент страны и его министры? Кремль
В какой области мы живём? (в Калужской области)
Главный город Калужской области? (город Калуга)
А мы живём …. (в городе Кирове).
Мы живём в России, значит мы русский…… народ
- Какой частью речи являются записанные нами слова?(им. существительные)
- Как вы это определили? (им. сущ. Отвечают на вопрос Что? или Кто? и обозначают предмет)
4. Постановка темы и цели урока.
- Вчера на уроке Русского языка вместе со своей учительницей, Людмилой Георгиевной, вы уже узнали….. А что вы уже узнали? (что им. сущ. изменяются по числам и родам) Сегодня мы продолжим эту тему, а значит будем учиться…(определять число и род имён существительных)
- Ребята, что вы ждёте от урока? Начните свой ответ так:- Сегодня на уроке мне хотелось бы…. (научиться лучше писать, ….больше узнать нового…)
И мне очень хочется, чтобы у нас всё получилось. А для этого что необходимо? (слушать внимательно, не отвлекаться…)
Молодцы! В Путь!
Школа.
В Какой школе вы учитесь? (в школе №2). Вы любите свою школу? (да). От школы мы и начнём путешествие, но надо поработать.
На нэтбуках вы видите текст. Надо определить число имён существительных. Как вы это будете делать? (вспоминают правило) А теперь выполните задание самостоятельно. Молодцы. Все справились с этим заданием. Наклейте картинку с изображением вашей школы на «Карту путешествия» и оцените свою работу на Шкале успеха нужным цветом.
Храм.
Где мы можем оказаться, если выйдем из школы и пройдём в юго-восточном направлении 150-200 метров? Это…Храм Александра Невского. Что вы знаете о нём? (выслушаются ответы).
В Путевом листе, в упр.2, прочитайте текст о Храме. Когда вы выпишите из текста по три им. сущ. муж. рода, жен. рода и среднего рода, то узнаете ещё что-то новое об этом храме. (выполняют самостоятельно). Проверка (м.р.- храм, князь, купол, жен. р.- дверь, колокольня, икона, ср.р.- окно, освещение, место) .Ребята, поставьте слово ХРАМ в женский род. Можно это сделать(нет). Слово ИКОНА в средний род. (тоже нельзя) Слово ОКНО в мужской род? (НЕТ)
Какой же мы сделаем вывод?
Имена существительные по родам не изменяются.
Наклейте картинку Храма на Карту и оцените свою работу на Шкале успеха.
Озеро.
Храм стоит на берегу ОЗЕРА. Мы держим Путь именно туда. Как называется озеро? (Нижнее озеро). Вы любите купаться, отдыхать на берегу озера?(Да). Но нам надо поработать. И вот следующее задание. Посмотрите в Путевой лист. Упр. 3. Прочитайте слова.
- Какое настроение вызывают у вас прочитанные слова?
- С кем из тех, кого так называют, вы хотели бы подружиться?
- Определите род этих имён существительных. (по окончанию -а мы видим, что это сущ. женского рода)
- Составьте с одним из этих слов предложение.
(Максим большой(такой) работяга. - работяга - муж.р
Ирина большая (такая) работяга. - работяга - жен.р.
Медведь сладкоежка любит малину. - сладкоежка - муж. р.
Оля сладкоежка любит конфеты. - сладкоежка - жен.р.)
Если это слово обозначает лицо мужского пола, то оно - муж. рода, а если лицо женского пола, то жен. рода.
Такие имена существительные можно услышать в разговорной речи.
Сделаем вывод, как изменяются имена существительные? (по родам) - дети составляют схему на магнитной доске:
Приклеиваем картинку с изображением озера и оцениваем свою работу.
5. Физминутка.
До следующего пункта нашего путешествия надо пройти немного пешком… Встаньте и повторяйте за мной:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Одной рукой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Но мы отправимся не домой, а дальше в путешествие.
Отгадайте загадку:
Состоит он из цехов.
В общей сложности таков:
Он огромный, городской,
Классный он, с большой трубой. (Завод)
- Какой завод находится недалеко от школы? (ОО «Кировская керамика»)
- Какую продукцию выпускает этот завод?
- У кого родители или знакомые работают на этом заводе?
- А вы бы сами хотели на нём работать?(да)
- Но чтобы работать на этом заводе надо многому учиться. Вот новое задание. Упр.4. Прочитайте слова.
- Составьте из данных слов словосочетания.(широкое шоссе, красный помидор, вкусная карамель, душистая сирень, зимнее пальто - выполняют самостоятельно)
- Укажите род имён сущ. (выполняют с комментированием)
Наклейте картинку с изображением завода и оцените выполненную работу на Шкале успеха.
Сквер около школы.
Продолжаем наше путешествие. Посмотрим на карту. Это сквер около вашей школы. В этом сквере находится монумент. Вы знаете, кому он поставлен? Это Братская могила, здесь захоронены воины, которые погибли во время Великой Отечественной войны, защищая наш город.
Посмотрим следующее задание, упр. 5.
- Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова.(самостоятельно)
В …(парке, сквере) напротив школы находится Братская могила. Здесь захоронены доблестные…(воины, солдаты) нашей …(армии). Жители нашего города помнят о …(подвиге, героизме)советских солдат. Я горжусь тем, что живу в этом …(городе).
- Прочитайте, какой текст у вас получился.(зачитываются тексты нескольких детей).
Наклейте картинку с изображением памятника и оцените выполненную работу на Шкале успеха.
6. Домашнее задание.
- История большой страны очень часто пишется историей таких маленьких городов, как наш Киров. Сегодня мы совершили путешествие по нашему микрорайону. И это путешествие тоже часть истории. А чтобы узнать о нашем городе больше, дома вы выполните следующее задание: напишите небольшой текст о своей улице по плану:
1. Как называется улица, где ты живёшь?
2. Какие общественные дома находятся на твоей улице?
3. Какие достопримечательности можно увидеть на твоей улице?
7. Подведение итога и оценка работы на уроке.
Мы вернулись в школу.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
Посмотрим на свою Шкалу успеха.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку.
8. Рефлексия.
Приготовьте ладошку. Я буду вам читать утверждения, а вы, если утверждение верное, загибаете пальчик. Если утверждение неверное, то нет.
- Имена сущ. отвечают на вопрос Кто? или Что? И обозначают предмет. (да)
(Дети загибают мизинец) - Имена сущ. изменяются по числам. (да)
- Имена сущ. бывают муж., жен., ср. рода. (да)
- Некоторые им. сущ. употребляются в речи и как сущ. женского рода, и как мужского рода. (да)
- Имя существительное ШКОЛА - муж. рода. (нет)
Поднимите вверх пальчик и покажите, какое у вас настроение!
Молодцы! Мне очень приятно вас видеть в таком настроении после нашего путешествия. Большое спасибо за работу.