Квест-урок как инновационная технология формирования предметных компетенций

Разделы: Общепедагогические технологии


Рассматривается возможность использования квест-урока как инновационной технологии в образовательном процессе, определена его актуальность, приведены примеры уроков практикующих учителей.

Ключевые слова: квест-урок, технология,  предметные и метапредметные компетенции, межпредметная интеграция.

В соответствии с новыми образовательными стандартами нового поколения ведущими подходами в обучении стали компетентностный и системно-деятельностный, направленные на формирование предметных и метапредметных комптенций у обучающихся.

Вызовы, стоящие перед современной школой, вызвали взрыв инноваций в области предметных методик. Творчески работающие педагоги стремятся к внедрению в деятельность ОО развивающих образовательных технологий, методик и форм обучения, способствующих эффективному обучению. Одной из таких технологий  является квест-урок (от англ. «поиск приключений»)  -  это урок, на котором материал изучается в виде игры (часто компьютерной), когда ученикам предлагается цепочка разнообразных логических заданий с последующим выполнением определенных действий. Подчеркнем, что это дидактическая игра со всеми ее признаками (учебные задачи, ограниченность во времени, правила, нацеленность на результат и конкретные роли  всех участников).  

Важнейшими элементами квест-урока являются  повествование и обследование, при этом ключевую роль играют  головоломки и задания, требующие от игрока умственного напряжения.  Актуальность и востребованность подобных  нетрадиционных уроков связана с необходимостью  формирования предметных и метапредметных компетенций, среди которых ключевыми являются познавательные  (в том числе ИКТ-компетенции) коммуникативные,  регулятивные и личностные. Подобные уроки позволяют обучающимся быть активными организаторами процесса обучения, поскольку они получают возможность  самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для достижения цели, приобретая при этом  навыки научно-практической деятельности (В. Хуторской [6]).  

Квест-урок эффективен и при организации дистанционного обучения, что крайне актуально в условиях открытого дистанционного, а также инклюзивного образования.  

Одна из плодотворных идей, лежащих в основе квест-урока, - идея межпредметной интеграции. Учитель должен владеть не только предметными компетенциями, но и ИКТ-компетенциями, а  учебная среда соответственно организована.  

Условия для эффективного внедрения в образовательную деятельность инновационной технологии были созданы в МОУ СОШ «Балезинская средняя общеобразовательная школа», учителя которой всегда стремились быть «с веком наравне».  

Предлагаем дидактические материалы в виде конспектов уроков, технологических карт квест-уроков, разработанных учителями указанной школы. 

Баженова Е.В., Корепанова С.Н.

Квест «Самое загадочное место на планете»

Это тема интеллектуального квеста, в котором приняли  учащиеся школы №5 п.Балезино.  В течение месяца они работали над проектами и исследованиями, отвечая на вопрос:  "Где же находится самое загадочное место на планете?"  Итогом работы стала научно-практическая конференция. Проходила она в два этапа. Младшие школьники защищали свои проекты 22 апреля. Они изучали историю и культуру районов Удмуртии.

Победителями стали учащиеся 1 а класса, 2б класса, 3 а класса, 4а класса. Все работы отличались оригинальностью подачи материала и научностью.  

Учащиеся 5-11 классов представляли свои работы 29 апреля. Лучшими стали - 5а (Проект "Ялыке, Тыпыртон...);

5б (проект "Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю");

6в (проект "Какие бабушки, живущие  в Удмуртии, мировые знамености и почему?"),

7в (исследование "Тол Бабай, Дед Мороз , Лопшо Педунь: история восприятие, истолкование";

9а (Проект "Какой цвет стал брендом Удмуртии?"),  

9б (Проект "Современный костюм с удмуртским акцентом. Возможно ли это?", 10б (исследование "Улицы рассказывают. "),

11а (проект "Украшение из монет: миф и реальность).

 Особо хочется выделить работы учащихся 8 классов, которые отличались глубоким содержанием, научностью и творческим подходом (8а - Проект "Рок  и рэп на удмуртском языке: возможно ли это",

8б - исследование "Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником Гербером?",

8в - исследование "Говорящий родник - что это ?". Интеллектуальный квест показал свои преимущества перед другими формами. Вызвал интерес не только среди учащихся, но и их родителей.

1. Темы исследовательских работ.

  • «Полезные ископаемые Балезинского района»
  • «Лекарственные травы Балезинского района»
  • «Какие птицы встречаются в лесах Балезинскогорайона»
  • «Великая Отечественная война в истории Балезинского района»
  • «История моей деревни»
  • «История фамилии»
  • Какое национальное блюдо сравнимо с итальянской пиццей?
  • Удмуртская архитектура- беспорядочная форма. Так ли это?
  • Открытия народной удмуртской медицины
  • Уникальный экспонат школьного музея
  • Улицы рассказывают…
  • В произведениях какого русского писателя Сарапул назван Полорецком, Глазов - Оковом, Шарканская волость - Шаркавой волостью?
  • Ялыке. Тыпыртон…
  • Современный костюм с удмуртским акцентом… Возможно это?
  • Тол Бабай. Дед Мороз. Лопшо Педунь: история, восприятие, итолкование.
  • Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю?
  • Какой цвет стал брендом удмуртов?
  • Украшение из монет: миф и реальность.
  • Почему в Удмуртию стремились Емельян Пугачев и Вилле Хаапасалло?
  • Рок и рэп на удмуртском языке: возможно это?
  • Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником гербером?

2. Цель и задачи:

2.1. Цель – формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность.

2.2.3адачи:

  • Распространение опыта работы по определенной технологии;
  • Передача педагогов своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм творческой  деятельности;
  • Создание банка данных проектно-исследовательских работ по изучению родного края;
  • Формирование гражданской идентичности учащихся через ценности и традиции школьного содружества;

Дата проведения: 28 марта по 6 мая 2016 года

Программа

Классы

Содержание

Форма

Ответственные организаторы

Интеллектуальный марафон «Твои возможности» 28 марта «Старт в загадочное место на планете» (линейка)

1-4 классы

Погружение в исследовательскую тему. Знакомство с маршрутом игры. Презентация темы.

линейка

Вахрушева Е.Н.
Баженова Е.В.
Корепанова С.Н.

1-4 классы
1.04.16

Станция «Лопшо Педунь»

Презентация «Символ района» (класс представляет рисунок формата А3 с аннотацией легенды символа)

Классный руководитель

1-4 классы
4.04-8.04.16

Станция «Достопримечательности родного края»

Библиотечный урок

Классные часы по графику

1-4 классы
11.04-22.04.16

Станция «Проектная»

Творческая защита района (до 7 минут) – мультимедийная презентация, театрализованное представление, агитбригада и т.д.

Классные руководители

Интеллектуальный квест 28 марта старт в загадочное место на планете (линейка)

5-11 классы
6.04.16

Мастер-класс «От проблемы к цели» (проектирование)

Занятие для представителей от классов (1-2 чел.)

Баженова Е.В.

5-11 классы
6.04.16

Мастер-класс «Что?  Если? Допустим…Предположим…» (Исследование)

Занятие для представителей от классов (1-2 чел.)

Дюкина Г.В.

13.04.16
17:30

Секция социального проектирования «Школьный двор»

Занятие для родителей 1-11 классов (1 представитель от класса, учащиеся 5-10 классов 1 представитель)

Администрация школы

20.04.16
17:30

Секция внеурочной деятельности в 5 классах «Фестиваль успеха»

Защита проектов по 6 направлениям внеурочной деятельности

Оргкомитет и классные руководители

29.04.16

НПК «Загадочное место на планете»
1-3 урок – предметные квесты по расписанию
4 урок – интеграционный квест (подготовка к презентации продукта)
5 урок – защита исследовательской или проектной работы

Секция 5-6 классов (с 1 урока)
Секция 7-8 классов (со 2 урока)
Секция 9-11 классов (с 3 урока)

МС школы

В течение месяца школа была погружена в проектно-исследовательскую деятельность. Учителя – предметники организовывали творческие площадки для подготовки квест-уроков. Вот так выглядели интегрированные предметные микро-объединения:

Тема

Класс

Предметы, учитель

Проект - Какое национальное блюдо сравнимо с итальянской пиццей?

1.химия (Цыганова О.В.)
2.Физкультура (Калинина Т.Г.)
3.География (Коротаева К.А.)

Проект - Удмуртская архитектура - беспорядочная форма. Так ли это?

1.Математика (Першина Н.С.)
2.Русский язык (Энтентеева Д.Р.)
3.Технология ( Корепанова Н.Л., Наумов В.Н.)

Исследование - Открытия народной удмуртской медицины

1.ИЗО (Главатских Е.А.)
2.Биология ( Ардышева Е.Г.)
3.История (Воробьев С.Г.)

Исследование - Уникальный экспонат школьного музея

1.ИЗО (Главатских Е.А.)
2.Биология ( Ардышева Е.Г.)
3.История (Воробьев С.Г.)

Исследование - Улицы рассказывают…

10б

1.История ( Корепанова С.Н.)
2.Физика (Трефилов В.В.)
3.Физкультура (Тимиров О.Ш.)

Исследование - В произведениях какого русского писателя Сарапул назван Полорецком, Глазов - Оковом, Шарканская волость - Шаркавой волостью?

11б

1.Информатика ( Ускова И.В.)
2.ОБЖ (Эюбов Н.А.)
3.Обществознание ( Васильева М.В.)

Проект - Ялыке. Тыпыртон…

1.Математика (Трефилова Е.Д.)
2.Русский язык (Дюкина Г.В.)
3.Технология ( Корепанова Н.Л., Наумов В.Н.)

Проект - Современный костюм с удмуртским акцентом… Возможно это?

1.химия (Цыганова О.В.)
2.Физкультура (Калинина Т.Г.)
3.География (Коротаева К.А.)

Исследование - Тол Бабай. Дед Мороз. Лопшо Педунь: история, восприятие, итолкование.

1.ИЗО (Главатских Е.А.)
2.Биология ( Ардышева Е.Г.)
3.История (Воробьев С.Г.)

Проект - Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю?

1.Математика (Ворончихина А.Г.)
2.Русский язык (Князева Г.М.)
3.Технология ( Корепанова Н.Л., Наумов В.Н.)

Проект - Какой цвет стал брендом удмуртов?

1.химия (Цыганова О.В.)
2.Физкультура (Калинина Т.Г.)
3.География (Коротаева К.А.)

Проект - Украшение из монет: миф и реальность.

11а

1.Информатика ( Ускова И.В.)
2.ОБЖ (Эюбов Н.А.)
3.Обществознание ( Васильева М.В.)

Исследование - Почему в Удмуртию стремились Емельян Пугачев и Вилле Хаапасалло?

10а

1.История ( Корепанова С.Н.)
2.Физика (Трефилов В.В.)
3.Физкультура (Тимиров О.Ш.)

Проект - Рок и рэп на удмуртском языке: возможно это?

8 а

1.Физика (Федорова Л.Ю)
2.Краеведение (Васильева Л.В.)
3.Музыка (Машукова Е.Л.)

Исследование - Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником гербером?

1.математика (Поторочина Н.М.)
2.Краеведение (Васильева Л.В.)
3.Музыка (Машукова Е.Л.)

Исследование - Как люди могут договориться на 130 языках?

1.Ин.язык (Владыкина Н.А., Федорова Н.Р.)
2.Физкультура (Вахрушев А.А.)
3.Литература (Гагарина О.Н.)

Проект - Какие бабушки, живущие в Удмуртии, мировые знаменитости и почему?

1.Ин.язык (Золотарева Т.В.)
2.Физкультура (Вахрушев А.А.)
3.Литература(Гафурова Н.Ф.)

Исследование - Что объединяет П.И.Чайковского, автомат Калашникова, Лыжницу Галину Кулакову?

1. Ин.язык ( Владыкина Н.А., Федорова Н.Р.)
2.Физкультура (Вахрушев А.А.)
3.Литература(Гафурова Н.Ф.)

Исследование - Говорящий родник- что это?

1.Физика (Федорова Л.Ю)
2.Краеведение (Васильева Л.В.)
3.Музыка (Машукова Е.Л.)

Используя методику квест-урока педагоги с высоким творческим потенциалом, готовые к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам.

Поторочина Н.М. Квест-урок «Магия чисел»

Ворончихина А.Г. Квест-урок «Почему в Удмуртии возведён памятник пельменю?»

Список использованной литературы

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 2002. – с. 272.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. 6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.