Рассматривается возможность использования квест-урока как инновационной технологии в образовательном процессе, определена его актуальность, приведены примеры уроков практикующих учителей.
Ключевые слова: квест-урок, технология, предметные и метапредметные компетенции, межпредметная интеграция.
В соответствии с новыми образовательными стандартами нового поколения ведущими подходами в обучении стали компетентностный и системно-деятельностный, направленные на формирование предметных и метапредметных комптенций у обучающихся.
Вызовы, стоящие перед современной школой, вызвали взрыв инноваций в области предметных методик. Творчески работающие педагоги стремятся к внедрению в деятельность ОО развивающих образовательных технологий, методик и форм обучения, способствующих эффективному обучению. Одной из таких технологий является квест-урок (от англ. «поиск приключений») - это урок, на котором материал изучается в виде игры (часто компьютерной), когда ученикам предлагается цепочка разнообразных логических заданий с последующим выполнением определенных действий. Подчеркнем, что это дидактическая игра со всеми ее признаками (учебные задачи, ограниченность во времени, правила, нацеленность на результат и конкретные роли всех участников).
Важнейшими элементами квест-урока являются повествование и обследование, при этом ключевую роль играют головоломки и задания, требующие от игрока умственного напряжения. Актуальность и востребованность подобных нетрадиционных уроков связана с необходимостью формирования предметных и метапредметных компетенций, среди которых ключевыми являются познавательные (в том числе ИКТ-компетенции) коммуникативные, регулятивные и личностные. Подобные уроки позволяют обучающимся быть активными организаторами процесса обучения, поскольку они получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для достижения цели, приобретая при этом навыки научно-практической деятельности (В. Хуторской [6]).
Квест-урок эффективен и при организации дистанционного обучения, что крайне актуально в условиях открытого дистанционного, а также инклюзивного образования.
Одна из плодотворных идей, лежащих в основе квест-урока, - идея межпредметной интеграции. Учитель должен владеть не только предметными компетенциями, но и ИКТ-компетенциями, а учебная среда соответственно организована.
Условия для эффективного внедрения в образовательную деятельность инновационной технологии были созданы в МОУ СОШ «Балезинская средняя общеобразовательная школа», учителя которой всегда стремились быть «с веком наравне».
Предлагаем дидактические материалы в виде конспектов уроков, технологических карт квест-уроков, разработанных учителями указанной школы.
Баженова Е.В., Корепанова С.Н.
Квест «Самое загадочное место на планете»
Это тема интеллектуального квеста, в котором приняли учащиеся школы №5 п.Балезино. В течение месяца они работали над проектами и исследованиями, отвечая на вопрос: "Где же находится самое загадочное место на планете?" Итогом работы стала научно-практическая конференция. Проходила она в два этапа. Младшие школьники защищали свои проекты 22 апреля. Они изучали историю и культуру районов Удмуртии.
Победителями стали учащиеся 1 а класса, 2б класса, 3 а класса, 4а класса. Все работы отличались оригинальностью подачи материала и научностью.
Учащиеся 5-11 классов представляли свои работы 29 апреля. Лучшими стали - 5а (Проект "Ялыке, Тыпыртон...);
5б (проект "Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю");
6в (проект "Какие бабушки, живущие в Удмуртии, мировые знамености и почему?"),
7в (исследование "Тол Бабай, Дед Мороз , Лопшо Педунь: история восприятие, истолкование";
9а (Проект "Какой цвет стал брендом Удмуртии?"),
9б (Проект "Современный костюм с удмуртским акцентом. Возможно ли это?", 10б (исследование "Улицы рассказывают. "),
11а (проект "Украшение из монет: миф и реальность).
Особо хочется выделить работы учащихся 8 классов, которые отличались глубоким содержанием, научностью и творческим подходом (8а - Проект "Рок и рэп на удмуртском языке: возможно ли это",
8б - исследование "Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником Гербером?",
8в - исследование "Говорящий родник - что это ?". Интеллектуальный квест показал свои преимущества перед другими формами. Вызвал интерес не только среди учащихся, но и их родителей.
1. Темы исследовательских работ.
- «Полезные ископаемые Балезинского района»
- «Лекарственные травы Балезинского района»
- «Какие птицы встречаются в лесах Балезинскогорайона»
- «Великая Отечественная война в истории Балезинского района»
- «История моей деревни»
- «История фамилии»
- Какое национальное блюдо сравнимо с итальянской пиццей?
- Удмуртская архитектура- беспорядочная форма. Так ли это?
- Открытия народной удмуртской медицины
- Уникальный экспонат школьного музея
- Улицы рассказывают…
- В произведениях какого русского писателя Сарапул назван Полорецком, Глазов - Оковом, Шарканская волость - Шаркавой волостью?
- Ялыке. Тыпыртон…
- Современный костюм с удмуртским акцентом… Возможно это?
- Тол Бабай. Дед Мороз. Лопшо Педунь: история, восприятие, итолкование.
- Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю?
- Какой цвет стал брендом удмуртов?
- Украшение из монет: миф и реальность.
- Почему в Удмуртию стремились Емельян Пугачев и Вилле Хаапасалло?
- Рок и рэп на удмуртском языке: возможно это?
- Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником гербером?
2. Цель и задачи:
2.1. Цель – формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность.
2.2.3адачи:
- Распространение опыта работы по определенной технологии;
- Передача педагогов своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм творческой деятельности;
- Создание банка данных проектно-исследовательских работ по изучению родного края;
- Формирование гражданской идентичности учащихся через ценности и традиции школьного содружества;
Дата проведения: 28 марта по 6 мая 2016 года
Программа
Классы | Содержание |
Форма |
Ответственные организаторы |
Интеллектуальный марафон «Твои возможности» 28 марта «Старт в загадочное место на планете» (линейка) |
|||
1-4 классы |
Погружение в исследовательскую тему. Знакомство с маршрутом игры. Презентация темы. |
линейка |
Вахрушева Е.Н. |
1-4 классы |
Станция «Лопшо Педунь» |
Презентация «Символ района» (класс представляет рисунок формата А3 с аннотацией легенды символа) |
Классный руководитель |
1-4 классы |
Станция «Достопримечательности родного края» |
Библиотечный урок |
Классные часы по графику |
1-4 классы |
Станция «Проектная» |
Творческая защита района (до 7 минут) – мультимедийная презентация, театрализованное представление, агитбригада и т.д. |
Классные руководители |
Интеллектуальный квест 28 марта старт в загадочное место на планете (линейка) |
|||
5-11 классы |
Мастер-класс «От проблемы к цели» (проектирование) |
Занятие для представителей от классов (1-2 чел.) |
Баженова Е.В. |
5-11 классы |
Мастер-класс «Что? Если? Допустим…Предположим…» (Исследование) |
Занятие для представителей от классов (1-2 чел.) |
Дюкина Г.В. |
13.04.16 |
Секция социального проектирования «Школьный двор» |
Занятие для родителей 1-11 классов (1 представитель от класса, учащиеся 5-10 классов 1 представитель) |
Администрация школы |
20.04.16 |
Секция внеурочной деятельности в 5 классах «Фестиваль успеха» |
Защита проектов по 6 направлениям внеурочной деятельности |
Оргкомитет и классные руководители |
29.04.16 |
НПК «Загадочное место на планете» |
Секция 5-6 классов (с 1 урока) |
МС школы |
В течение месяца школа была погружена в проектно-исследовательскую деятельность. Учителя – предметники организовывали творческие площадки для подготовки квест-уроков. Вот так выглядели интегрированные предметные микро-объединения:
Тема | Класс |
Предметы, учитель |
Проект - Какое национальное блюдо сравнимо с итальянской пиццей? |
9в |
1.химия (Цыганова О.В.) |
Проект - Удмуртская архитектура - беспорядочная форма. Так ли это? |
5в |
1.Математика (Першина Н.С.) |
Исследование - Открытия народной удмуртской медицины |
7б |
1.ИЗО (Главатских Е.А.) |
Исследование - Уникальный экспонат школьного музея |
7а |
1.ИЗО (Главатских Е.А.) |
Исследование - Улицы рассказывают… |
10б |
1.История ( Корепанова С.Н.) |
Исследование - В произведениях какого русского писателя Сарапул назван Полорецком, Глазов - Оковом, Шарканская волость - Шаркавой волостью? |
11б |
1.Информатика ( Ускова И.В.) |
Проект - Ялыке. Тыпыртон… |
5а |
1.Математика (Трефилова Е.Д.) |
Проект - Современный костюм с удмуртским акцентом… Возможно это? |
9б |
1.химия (Цыганова О.В.) |
Исследование - Тол Бабай. Дед Мороз. Лопшо Педунь: история, восприятие, итолкование. |
7в |
1.ИЗО (Главатских Е.А.) |
Проект - Почему в Удмуртии возведен памятник пельменю? |
5б |
1.Математика (Ворончихина А.Г.) |
Проект - Какой цвет стал брендом удмуртов? |
9а |
1.химия (Цыганова О.В.) |
Проект - Украшение из монет: миф и реальность. |
11а |
1.Информатика ( Ускова И.В.) |
Исследование - Почему в Удмуртию стремились Емельян Пугачев и Вилле Хаапасалло? |
10а |
1.История ( Корепанова С.Н.) |
Проект - Рок и рэп на удмуртском языке: возможно это? |
8 а |
1.Физика (Федорова Л.Ю) |
Исследование - Что общего между цветком герберой и удмуртским праздником гербером? |
8б |
1.математика (Поторочина Н.М.) |
Исследование - Как люди могут договориться на 130 языках? |
6б |
1.Ин.язык (Владыкина Н.А., Федорова Н.Р.) |
Проект - Какие бабушки, живущие в Удмуртии, мировые знаменитости и почему? |
6в |
1.Ин.язык (Золотарева Т.В.) |
Исследование - Что объединяет П.И.Чайковского, автомат Калашникова, Лыжницу Галину Кулакову? |
6а |
1. Ин.язык ( Владыкина Н.А., Федорова Н.Р.) |
Исследование - Говорящий родник- что это? |
8в |
1.Физика (Федорова Л.Ю) |
Используя методику квест-урока педагоги с высоким творческим потенциалом, готовые к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам.
Поторочина Н.М. Квест-урок «Магия чисел»
Ворончихина А.Г. Квест-урок «Почему в Удмуртии возведён памятник пельменю?»
Список использованной литературы
- Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 2002. – с. 272.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. 6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.