Вопрос обучения чтению и письму всегда волнует родителей дошкольников. Многие начинают учить своего ребенка читать чуть ли не с пеленок. И как велико разочарование мамы и папы, когда оказывается, что усилия были напрасны. Часто можно увидеть как 3-х летний ребенок знает буквы, может прочитать слова и даже предложения, но… Вот тут и встаёт вопрос: А что же дальше? Взрослые, почему то уверены, что малыш сам начнёт читать книги, черпая из них все необходимые знания. Нами проводилось анкетирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения чтения во всех возрастных группах. Оказалось, что большинству родителей хотелось бы, чтобы детей учили читать уже со средней группы. Примерно 30 % родителей хотели бы, чтобы ребенок учился читать уже во 2-й младшей группе. Причины такой острой необходимости в навыке чтения назывались такие: подготовка к школе, самостоятельное получение знаний из книг, не желание родителей читать своим детям (не хватает времени). Однако, многие родители детей старших возрастных групп, указывали на неоднократные неудачные попытки научить малышей читать и писать.
Давайте поговорим об основных характеристиках процесса чтения и письма. Так ли необходим этот навык маленькому ребенку. Почему ожидания родителей чаще всего оказываются напрасными.
Письмо и чтение (письменная речь) – одна из форм существования языка. А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи. В отличие от устной, письменная речь формируется в условиях целенаправленного обучения. Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона и смысловая. На овладения письменной речью существенное влияние оказывает степень сформированности всех сторон речевого развития. Нарушения звукопроизношения, недостатки фонематического слуха и лексико - грамматического развития будут влиять на письмо и чтение.
Вот и ответ на вопрос родителей, слишком раннее обучение чтению и письму может потерпеть неудачу из-за несформированности компонентов речи. В процесс становления чтения и письма важную роль имеет зрелость определенных структур головного мозга и согласованность работы 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, двигательного и зрительного. Без сочетания всех этих факторов успешное овладение чтением и письмом невозможно.
Если трудности овладения письменной речи встречаются в более позднем возрасте, то встает вопрос о наличии нарушений в системе работы анализаторов и (или) деятельности головного мозга. В таком случае родителям рекомендуется обратиться к специалистам, которые смогут выяснить причину нарушений и составить план коррекционной работы по преодолению возникших трудностей.
Теперь остановимся на осознанности прочитанного материала. Именно осознанное чтение позволяет человеку черпать информацию из письменных источников. Мы часто встречаем детей, имеющих достаточно высокий темп чтения, но не способных понимать прочитанное. А ведь чтение осуществляется как раз для того, чтобы получать информацию, заключенную в тексте.
Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически каждого слова, а также понимание в полном объёме грамматических конструкций, смысловых связей. То есть определенного уровня речевого развития и собственного опыта. И снова мы говорим о возрастных особенностях.
Также взрослым следует учитывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая. Учебная деятельность, обучающая малыша чтению, не является естественной для дошкольника. Обучение чтению в дошкольном возрасте обязательно должно проводиться в игровой форме, не утомляя ребенка. Подмена игровой деятельности учебной часто приводит к обратному результату, а именно формирование у детей негативного отношения к обучению чтению и письму, и даже, к книгам вообще.
В заключении хотелось бы отметить. Я не являюсь категорическим противником раннего обучения детей чтению и письму. Я призываю родителей не идти на поводу у модных тенденций, не рассматривать ребенка как объект, которым можно похвастаться перед друзьями и родственниками. Взрослым следует обратить внимание на индивидуальные особенности своего малыша. Идеальное время для начала обучения чтению – это момент, когда малыш сам проявил интерес к буквам. Возможно, у некоторых детей рано возникает потребность в овладении навыком чтения, но это не значит, что процесс обучения должен быть организован в ущерб деятельности, соответствующей возрастным особенностям. Хотелось бы напомнить, что формирование навыка чтения и письма не является самоцелью. Важно научить детей научить понимать прочитанное. Без этого фактора даже самое быстрое чтение будет бесполезным, то есть не будет являться поставщиком информации.