Урок "Основы православной культуры" построен на пройденном материале со сквозной воспитательной направленностью. На занятии ученики выступают активными собеседниками, опираясь на полученные знания и наглядные средства обучения. Активизация познавательного интереса к предмету нацелена на развитие у учащихся креативного мышления, навыков проектной деятельности и поисковых умений.
УМК (автор): «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А.В.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофильм, рабочая тетрадь.
Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, поминальные записки, священник, аналой.
Приложения: раздаточный материал (кроссворд).
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день! Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Разгадайте загадки и по первым буквам отгадок постарайтесь определить тему сегодняшнего урока (кроссворды на листочках).
- Человек, который верит в Иисуса Христа (христианин)
- Страна, в которой мы живем. (Россия)
- Ученики Иисуса Христа (Апостолы)
- Обращение к Богу (Молитва)
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Храм)
– Попробуйте дать определение слову «храм». (учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
– Подберите синонимы к слову храм (церковь, собор)
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
- Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет – деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм.
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Итак, тема сегодняшнего урока «Православный храм».
III. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме.
Послушайте стихотворение.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
– Ребята, посмотрите на эти фотографии. Перед вами храмы. Что их объединяет? Что у них общего? (иллюстрации на доске). Фотографии помогут вам в этом.
- Они и разные, и в то же время похожи. (У всех есть купол и на куполе крест)
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства, его победы над злом).
Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Внешние особенности храма.
Внешне храмы могут отличаться друг от друга. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой, к которой Церковь ведет людей.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Золотые купола символизируют божественную славу
Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освященные в честь святых, имеют зеленые купола.
Изучение устройства храма.
– Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.
– Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Давайте пройдём в притвор.
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой.
В притворе продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Эти записки передаются в алтарь священнику.
Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон ставят свечи, молясь за себя, о здравии близких и родных. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.
Только одного нельзя: нельзя в молитве желать зла.
Аналóй - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;
В православном храме людей встречают иконы, свечи.
И священники. Они здесь служат.
- А что это за служба? – спросите вы.
- Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние.
Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
С левой стороны - квадратный столик. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Найдите на страницах учебника стихотворение. Прочитайте его
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.
Найдите и прочитайте, что такое икона.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
Давайте запишем в тетрадь, что такое икона.
Физминутка для глаз
Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазками.
Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
Давайте запишем, что такое иконостас.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю...
Самое важное место в алтаре престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Притвор означает грешное человечество, Землю. Алтарь символизирует Небо. Храм всегда ставили алтарём на восток - навстречу солнцу. Итак, и горизонталь, и вертикаль в храме устремляют человека от Земли к Небу, от суеты земной - к Богу.
IV. Проверка усвоения нового материала
В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.
Работа с карточками. Записать определения:
- Храм –
- Алтарь –
- Притвор –
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.
В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм.
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
V. Подведение итогов урока
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
VI. Рефлексия
Ребята! На доске вы видите свечу...
Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то прикрепите к ней пламя красного цвета.
А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то желтого.
VII. Домашнее задание
- прочитать стр.48-51 учебника
- подготовить сообщение о любом храме России.
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.