Сценарий досуга "Астраханский край – моя малая Родина"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование, Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (488 МБ)

Загрузить презентацию (16 МБ)

Загрузить презентацию (36 МБ)

Загрузить презентацию (79 МБ)


Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос формирования экологической культуры подрастающего поколения, так как одна из главных проблем современности – возможная экологическая катастрофа. Мы согласны с мнением многих педагогов, что дети - будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, поэтому им необходимы экологические знания.< /p>

Новизна данной разработки именно для наших педагогов в том, что мы начинаем работу по формированию экологической культуры с 4-х лет в Школе раннего развития. Потому что считаем: чем раньше начнётся процесс экологического воспитания детей, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. Поэтому естественнонаучное образование дошкольников в нашем Центре дополнительного образования №1 проходит не только на занятиях по окружающему миру, но и на занятиях ИЗО, развитию речи, музыке, ритмике и через экологические мероприятия.

Цель: Экологическое воспитание дошкольников в рамках формирования экологической культуры детей, родителей (законных представителей) обучающихся.

Задачи:

  • создать условия для мотивации дошкольников на сохранение природных богатств, получение знаний о природе родного края;
  • обобщить знания детей о флоре и фауне Астраханского края;
  • развивать творческое воображение, познавательные способности;
  • формировать чувство ответственности за свою команду, доброжелательности друг к другу, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

  • эффективность экологического воспитания дошкольников в рамках формирования экологической культуры;
  • систематическая работа в сфере естественнонаучного образования детей не только на занятиях, а посредством досуговых мероприятий, совместная досуговая  деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • расширение знаний об экологических объектах и влиянии на них человека.

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Астрахани «Центр дополнительного образования №1».

Время проведения: апрель 2017 г.

Участники: старшие обучающиеся Школы раннего развития «Лучик», педагоги, родители (законные представители) обучающихся.

Возраст детей - участников: обучающиеся 6-7 лет.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, экран.

Материал к мероприятию:карта России; слайды с изображением видов рыб Астраханского края, красивые места города и области; запись песен про Астрахань; медали (по количеству детей); грамоты; 2 ватмана с изображением птиц и животных; 2 набора фломастеров.

Предварительная работа: экскурсии и прогулки по городу, в краеведческий музей и музей изобразительного искусства; рассматривание наглядно-иллюстрированного материала о городе (открытки, фотографии и др.); заочное путешествие по Астраханскому заповеднику на занятие по «Развитие речи» (презентация 1) и «В гости к рыбакам» на занятие «Окружающий мир»; оформление стенда «Я - астраханец» (совместное творчество обучающихся и родителей); разучивание песни «Астрахань» сл. П. Быкадорова, муз. А. Гладченко (презентация 2), песня «Мир, который нужен мне», автор Александр Ермолов (презентация 3); изготовление эмблем на занятиях ИЗО и пригласительных билетов на праздник.

Краткое содержание

  • песня «Астрахань»;
  • представление жюри и команд;
  • конкурс «Заморочки»;
  • конкурс «Рыбаки»;
  • игра «Рыбаки и рыбки»;
  • информационная минутка «Из жизни рыб»;
  • конкурс «Знатоки»;
  • конкурс «Агрономы»;
  • игра «Собери урожай»;
  • конкурс «Путаница»;
  • информационная минутка «Чилим»;
  • проблемная ситуация «Что нужно делать, чтобы число страниц в Красной книге не увеличивалось год от год»;
  • оглашение результатов игры, награждение команд.
  • песня «Мир, который нужен мне».

«Астраханский край – моя малая Родина!» (презентация 4)

Дети и родители (законные представители) сидят на своих местах.

Слайд 1.

Ведущий 1: Добрый вечер! Мы рады приветствовать Вас на игровом досуговом мероприятии «Астраханский край – моя малая Родина»!
Родина – это поля и леса, реки и озёра, моря и горы, это твой город, где ты родился и где живёшь. Без Родины не может быть настоящего человека.

Ведущий 2: Ребята, как называется наша Родина? Правильно, Россия. Какое красивое слово! И роса и сила, и синие просторы… Скажите, пожалуйста, как называют людей, которые живут в России? Правильно, Россияне!

Ведущий 1: У каждого человека есть своя малая Родина. Это место где мы родились и где живём. Скажите, пожалуйста, в какой области мы с вами живём? Правильно, в Астраханской области! Покажите на карте России Астраханскую область.

Ведущий 2:

Сколько сказочных мест у России,
городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь.

Как вы думаете, о каком городе я произнесла эти строки, ребята? Правильно, произнося эти строки, я думала о нашем прекрасном городе, который называется Астрахань! Я предлагаю, исполнят песню про «Астрахань».

Слайд 2. Дети и взрослые поют песню.

Ведущий 1: Сегодня мы проведём соревнования самых смелых и решительных, находчивых и веселых детей. Давайте поприветствуем команды: команда «Лотос» и команда «Пеликан». Болельщиками будут ваши родители бабушки и дедушки. А раз у нас соревнования, то значит должно быть и жюри. Представляю вам его…

За каждый правильный ответ жюри, присуждает команде один балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Вот я всех и представила, можно начинать. Хочется пожелать нашим командам:

Победившим - не хвастаться
Проигравшим – не реветь!
Взялся изучать природу – не пищи,
Легкой жизни не ищи!

Слайд 3. Приветствие команды «Лотос»

Чтоб врачом, моряком,
Или летчиком стать,
Надо твёрдо, на «пять»
Всё про Астрахань знать!

Слайд 4. Приветствие команды «Пеликан»

Мы отвечаем дружно,
И в том сомненья нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!

Слайд 5. Ведущий 2: Первый конкурс – разминка «Заморочки»

Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде

  • Своей яркой окраской этот жучок предупреждает: «Не тронь меня, я не съедобный», и птицы его не трогают. (Божья коровка) Слайд 6.
  • Жук этот летает и в апреле, и в июне, но чаще всего в мае (майский жук) Слайд 7.
  • Скажите, какой готовый напиток, можно получить от четвероногого, травоядного, домашнего животного (молоко) Слайд 8.
  • Назовите, пожалуйста, от каких животных мы получаем молоко (корова, коза, лошадь, верблюдица) Слайд 9.

В наших соревнованиях, наравне с командами, принимаю участие болельщики (родители и законные представители обучающихся).

Внимание! Вопросы к болельщикам наших замечательных команд.

  • Какой цветок является жемчужиной нашего города? (лотос) Слайд 10.
  • Какие площади есть в нашем городе? (Ленина, Карла Маркса, Победы, Базарная, Заводская, Покровская, Свободы, Московская) Слайд 11.
  • Название, какой рыбы при чтении наоборот дает название итальянского городаМилан? (Налим) Слайд 12.
  • Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он говорить не умеет) Слайд 13.

Разминка завершена. Всем спасибо! Жюри подсчитывает баллы, а мы переходим ко второму конкурсу.

Слайд 14.

Ведущий 1: Астрахань – уникальный, богатый своими отраслями регион России. Через всю область протекает могучая, широкая, многоводная река Волга. Именно поэтому рыболовство – самый главный вид отрасли в Астраханской области. Второй конкурс мы назвали «Рыбаки».

  • Как называется место, где ловят рыбаки рыбу? (тоня) Слайд 15.
  • Что необходимо для массовой ловли рыбы? (невод) Слайд 16.
  • Во что одеты рыбаки? (Резиновый костюм) Слайд 17.
  • Назовите основные компоненты, для приготовления ухи. (рыба, картофель, лук, соль) Слайд 18.

Ведущий 2: Внимание! Вопросы к болельщикам наших замечательных команд. Перечислите, пожалуйста, какая рыба встречается в реке Волге. (вобла, окунь, сом, красноперка, сазан, осетр, белуга) Слайд 19.

Ведущий 1: Пока жюри оценивает ответы команд, мы сыграем в игру «Рыбаки и рыбки». На сцену приглашаются по 2 болельщика, от каждой команды они будут «рыбаками». Пока звучит музыка, «рыбаки» держат невод высоко над головой, а как только музыка останавливается, опускают невод на пол, стараясь «поймать» как можно больше детей - «рыб». А дети - «рыбки» спокойно, под музыку «плавают» по залу и стараются не угодить в невод. Дети и родители играют в игру Слайд 20.

Ведущий 2: Молодцы! Хорошо поиграли! Прошу всех занять свои места.

Ведущий 1: А знаете ли вы, что у нас в реке живут: «волк», «свинья» и «царь»?

Слайд 21. Щука – очень хищная рыба. Она прячется в водорослях и нападает на рыб из укрытия неожиданно, внезапно, молниеносно. Каждое лето щука меняет зубы! Как вы думаете, как её называют в народе «волк», «свинья» и «царь»? Правильно! Щуку называют «волк».

Ведущий 2: Слайд 22. Есть в Волге-матушке и такая рыба, которая всё время плавает по дну, поднимая большое количество ила – речной грязи, и ищет рачков, улиток и другую пищу. Поэтому эту рыбу кличут «речная свинья». А настоящее имя этой рыбы – сазан.

Ведущий 1: Слайд 23. А вот «речной царь» - это самая крупная речная рыба. Зовут её белуга. Она занесена в Красную книгу! У этой рыбы вместо чешуи – костяные щитки, заострённый длинный нос, который украшен снизу длинными усами. Есть у этой рыбы и ещё одно название – «русский богатырь».

Ведущий 2: Слайд 24. Третий конкурс «Знатоки». Подойдите, пожалуйста, к столам. На столах лежат ватманы с изображением птиц и животных. Обведите фломастером животных, что обитают в Астраханской области (сайгак, кабан, речная выдра, лисица, камышовый кот, горностай, енотовидная собака, грызуны – полёвки, суслики, тушканчики, хомяки, песчанки, выхухоль, землеройка, ёж, тюлени (каспийская нерпа) и птиц что гнездятся в Астраханской области? (серая цапля, трясогузка, пеликан, лебедь, утки (красная, кряква, гага), синица, дятел)

Ведущий 1: Пока дети выполняют задание, прошу болельщиков назвать как можно больше животных и птиц, занесённых в Красную книгу Астраханской области. (выхухоль, пискливый геккончик, бобр, барсук, степная кошка летучая мышь – рыжая вечерница, хорёк-перевязка, лебедь, белая цапля, кудрявый пеликан, фламинго, журавль-красавка, степной орёл)

Ведущий 2: Слайд 25. Жюри оценивает ответы команд, а мы приступаем к следующему конкурсу. Он называется - «Агрономы». Внимательно послушайте загадку и назовите, что растёт в полях, садах и огородах Астраханской области.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз) Слайд 26.

Арбуз – это что, ребята? Правильно! Арбуз – это ягода.

Ведущий 1:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь) Слайд 27.

Морковь – это что, ребята? Правильно! Морковь – это овощ.

Ведущий 2:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко) Слайд 28.

Яблоко – это что, ребята? Правильно! Яблоко – это фрукт.

Ведущий 1:

Он овальный, небольшой
И с лиловой кожурой,
К нам попал из жарких стран
Вкусный овощ… (баклажан) Слайд 29.

Пока наше жюри подводит итоги, наши участники соберут в «грузовик» овощи, фрукты и ягоды, произрастающие в Астраханской области. Каждый ребёнок выбирает на «складе» и грузит в «грузовик» только тот овощ, фрукт или ягоду (арбузы), что произрастают в Астраханской области. Игра «Собери урожай» Слайд 30

Ведущий 1: Слайд 31. Так плавно мы подошли к следующему нашему конкурсу, который называется «Путаница». Наша область богата различными растениями, среди них много и лекарственных. Это задание и для участников и для болельщиков. Хлопните в ладоши, если услышите название лекарственных растений. Первое задание для команды «Лотос». Слушайте внимательно! Лопух, яблоня, вишня, подорожник.

Ведущий 2: Так, а теперь задание для команды «Пеликан». Бамбук, рис, овёс, одуванчик.

Ведущий 1: «Лотос», слушайте следующее задание для вас. Ромашка, лилия, фасоль, горох.

Ведущий 2: «Пеликан», ваше задание. Валерьяна, гречка, камыш, лопух.

Ведущий 1: Молодцы! Слайд 32 Пока наше жюри подводит итоги, я хочу рассказать вам об одном интересном растении – об орехе. Этот орех растёт не на дереве, не на кустике, а растёт он в воде. У него много разных названий: рогатый орех, чёртов орех, рогульник, чилим. Как вы думаете, почему его так называют? Совершенно верно, из-за его необычной формы: он покрыт «рожками» - шипами, и похож на маленький якорь. Этот орех существует много сотен лет – это древнее растение. Не смотря на свой страшный вид, этот орех – съедобный и очень полезный! Раньше его собирали мешками и продавали. Эти орехи ели сырыми, варёными, печёными, из них готовили кашу, перемалывали в муку и пекли оладушки. К сожалению, сейчас этот орех стал редким и занесён в Красную книгу России и Астраханской области.

Ведущий 2: Слайд 33. А теперь общий вопрос. Какие ещё растения занесены в Красную книгу Астраханской области? (лотос, тюльпан, ландыш, белая кувшинка...)

Ведущий 1: Ребята и уважаемые взрослые, подскажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы число страниц в Красной книге не увеличивалось год от года. Ответы детей и взрослых.

Ведущий 2: Всё верно! Молодцы! Вот и завершилось наше соревнование. Слайд 34. Кто бы ни оказался впереди, я с уверенностью могу сказать: «Сегодня победила дружба, смекалка и находчивость». Просим наше уважаемое жюри огласить итоги игры «Астраханский край – моя малая Родина» и назвать команду победителя. Оглашение результатов, вручение медалей и грамот.

Ведущий 1: Ребята, хорош наш край? Нужен он вам таким красивым и богатым, как сейчас? Тогда берегите его!

Ведущий 2: А я предлагаю на прощание спеть о нашем прекрасном мире!

Слайд 35. Дети исполняют песню «Мир, который нужен мне!».

Рекомендации педагогам по проведению данного мероприятия:

1. Провести обязательную предварительную работу перед проведением мероприятия.

2. Все задания должны соответствовать возрастным особенностям детей.

3. Материал должен соответствовать теме мероприятия.

4. Избегать критичных оценок, реплик в адрес детей при выполнении ими заданий.

5. Привлекать родителей к проведению мероприятия данного направления.

Список рекомендуемой и используемой литературы