Проектная деятельность учащихся - является одним из основных видов деятельности учащихся по ФГОС. Данный вид работы предполагает формирование и развитие различных УУД.
Но всегда ли проект органично вписывается в учебный процесс? На поверхности проблемы следующего характера: проект предлагается в учебниках по английскому языку как нечто прикладное и необязательное. Для того, чтобы организовать проектную деятельность педагогам приходиться перерабатывать учебный материал, а на это не всегда хватает времени. Даётся лишь « костяк» проекта , без подробных методических рекомендаций. Классно-урочная система большинства образовательных учреждений предполагает жёсткий регламент проведения учебных занятий, без каких-либо творческих отступлений. Да и что греха таить, многие кабинеты иностранного языка не оборудованы должным образом необходимыми техническими средствами.
Вместе с тем, если педагогу всё-таки удаётся такую деятельность организовать, ребята с удовольствием принимают в ней участие. Учащимся нравится работать в группах, выполнять творческие задания, ставить цель и добиваться результата, презентовать результаты своей работы, быть успешными. Данный вид деятельности позволяет быть лидером или попробовать подчиняться правилам, способствует развитию самостоятельности , дисциплинированности. Следует помнить, что результатом любого проекта должен быть конкретный продукт. Это могут быть: стенгазета, презентация, сборник тезисов, концерт и т.д.
Некоторые примеры проектов, реализуемых на уроках английского языка:
- Проект «Пенал моей мечты». Ребята работают в группах по 4 человека, обсуждают идеи, высказывают мнения о том какие могут быть пеналы, что в них может быть. Затем они изготавливают пенал своей мечты. После этого, ребята описывают свой пенал на английском языке: его цвет, величину, форму, преимущества. Результатом проекта является поделка.
- Проект «Фантастическое животное». Ребята работают в группах из 2-4 человека. Они обсуждают идею необычного животного. Затем представитель группы описывает классу нереальных животных, изобретенных в группе. После этого ребята изображают на листе бумаги или ватмане такое животное и подписывают на английском языке его части тела, цвет, размер. Результатом проекта является выставка рисунков на тему «Фантастическое животное».
- Проект «Классная конституция». Учащиеся работают в группах по 4 человека. В группах ребята обсуждают правила жизни классного коллектива. Затем ребята пишут свои правила. После того, представитель каждой группы зачитывает правила, ребята класса голосуют «за» или «против». Затем учащиеся объединяются и пишут общие правила для всего коллектива. Правила оформляются и вывешиваются на дверь кабинета. Результат проекта: оформленный свод правил поведения классного коллектива на английском языке.
- Проект на тему «Рождество». Ребята работают с информацией по теме. Используя интернет-источники и печатные источники дома. Затем, на уроке, ребята работают в группах из 3-6 человек и отбирают нужную информацию, обсуждают традиции празднования Рождества в Великобритании. Результатом проекта явились две стенгазеты по теме: «Рождество». Также ребята оформили презентацию, в которой сами, проанализировав свою работу, описали шаги проекта на английском языке. Вот как они написали:
Step 1. We worked in the Internet. Then we sat around the table and discussed the information about Christmas. We asked questions each other and then we answered the questions.
Step 2. We made the project «Christmas». We worked together to make the newspapers.
Step 3. We presented our newspapers to our teacher and to each other.
Step 4. We chose the best project-makers and gave them the presents.
Step 5. We put our newspapers on the wall for other pupils and teachers to read them.
Таким, на первый взгляд, незамысловатым образом, ребята не только реализовали проект, но и сами поняли и описали технологию своей работы, осознали суть проектной деятельности, выдержали все этапы проекта, получили конкретный результат.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является важной и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, реализуемая в рамках ФГОС. Следует уделить в учебных пособиях по иностранному языку больше внимания проектной деятельности, предложить педагогам более разнообразную тематику проектов, дать более подробные методические рекомендации для реализации данной деятельности. Творчество и энтузиазм учителя - это, конечно хорошо, но у педагога порой не хватает времени, чтобы «от» и «до» разработать проект, продумать все шаги, ничего не упустить, добиться действительно практического и полезного результата проектной деятельности.