Игра-путешествие предоставляет возможность прочувствовать континент, «прожить» интересный для детей материал. Ведь дети любят путешествия и приключения.
Дети являются активными участниками на протяжении всей игры-путешествия, погружаются в организованную взрослым социальную ситуацию.
Игра-путешествие способствует развитию коммуникативных навыков, навыков работы в команде, повышению уверенности в себе, актуализирует знания о географическом положении, особенностях климата, растительного и животного мира Африки, обогащает чувственный мир детей.
Цель: Развитие социально-коммуникативных компетенций, познавательной активности, воображения и экологической эмпатии.
Задачи:
- развить умение работать самостоятельно, в группе;
- развить умение воспитанников выполнять задание по словесной инструкции;
- развить произвольность внимания, памяти, воображения, мышления;
- развить навыки вербального общения, умения слышать других;
- сформировать отношение к правилу как обязательной составляющей не только игры, но и жизни в целом;
- развить экокультуру соответствующую личностным качествам индивида и возможностям природы.
Структура занятия:
- приветствие (энергизатор);
- информационный (краткая информация по теме с использованием презентации, фото, предметов, карт и т.д.);
- практический (дети создают мир, проводят эксперименты и опыты, придумывают танцы);
- завершение (вспомнить о том, что делали и узнали на занятии)
Оборудование: карта географическая «Карта мира для детей», карта природных зон Африки, «необыкновенный» билет, ноутбук, проектор, видеоролик «Африка», «ковер-самолет», музыкальный центр, запись этнической музыки Африканского континента, песочница терапевтическая, набор игрушек для песочной терапии (в данном случае растения, животные), вулканы-макеты, подносы, «волшебная» смесь, ложечки, стаканы с водой.
ХОД ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ
1. Приветствие, создание положительного эмоционального настроя
Воспитанники вместе с педагогом-психологом встают в круг.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и хочу сегодня вам предложить совершить необычное путешествие. Хотите?...Сейчас вы закроете глаза и откроете их только после того как я произнесу волшебные слова. Всем это понятно?.. В путь: «Абра дак абра кадабра».
- Посмотрите мы попали в необыкновенное место, здесь встречаются жители различных стран, давайте мы с ними поздороваемся…
Игра «Здравствуйте»
- Здороваться будем особенным образом. Я буду называть страну, и традиционный метод приветствия в этой стране, вы здороваетесь этим способом с соседом справа и слева. Готовы, итак.
- в России принято пожимать друг другу руку;
- в Италии – горячо обниматься;
- в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
- в Зимбабве – трутся спинами;
- в Македонии – здороваются локтями;
- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
- у австралийских аборигенов принято тройное приветствие:
- а) хлопнуть по ладоням;
- б) подпрыгнуть;
- с) толкнуть бедром.
2. Информационный блок
- Хорошо, мы поприветствовали друг друга, посмотрите - я тут кое-что приготовила для вас. Что это такое, вы знаете?.. (Карта) Верно географическая карта.
- А что на ней нарисовано?.. Зачем она нужна?.. (Для изучения земного шара, для изучения животных, для путешествий (подвести к путешествию)).
Конечно для путешествий. А вы любите путешествовать?.. Как вы уже путешествовали, где были?.. (Ответы детей (каждый ребенок должен высказаться)).
- А сегодня, турбюро детского сада, приготовило для нас интересное путешествие. Хотите в него отправиться? Да.
Билет с загадкой про Африку
- Посмотрите вот билет от турбюро, но он не простой, а необыкновенный. Отгадать загадку надо, чтоб узнать, куда же мы отправляемся.
Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой ....Африке. [2]
- Да, конечно это Африка, самый жаркий материк.
- Вспомните, какие животные живут на Африканском континенте. Найдите, где на карте, они все вместе находятся (дети находят на карте Африканский континент, педагог помогает при необходимости). Вот она Африка, обратите внимание на форму этого континента, что находится вокруг него.
- Теперь, постараемся найти, где же живем мы с вами. Какие животные живут в нашей стране? Найдите их на карте (при необходимости помогаем детям).
- Верно, мы с вами живем вот здесь, на Уральских горах, а как же нам лучше добраться до Африки?.. (На самолете, на корабле…)
- Действительно, если бы мы отправлялись в Африку, то полетели бы на самолете, поплыли бы на корабле. Но, турбюро детского сада, приготовило для нас виртуальное путешествие, с помощью различного оборудования. Готовы в него отправляться?.. ( Да)
- Предъявляем наш билет, занимаем удобные места на «ковре-самолете», отправляемся.
Просмотр видеоролика «Африка» [4]
- Мы много узнали об Африканском континенте, пришло время, создать нам свою Африку.
3. Практическая часть
Создание Африканского континента в песочнице
- У нас есть песочница, растения, фигурки животных и карта, на которой показано где в Африке пустыня, где горы, где саванна.
- Давайте рассмотрим карту и построим в песочнице африканский континент. Африка почти со всех сторон омывается водами океанов и морей, и дно песочницы у нас тоже синее.
(Дети строят Африканский континент в песочнице, если требуется, педагог помогает).
- Теперь давайте рассмотрим карту природных зон, вот например зона пустыни, каким растениям и животным здесь будет комфортно?.. А теперь саванна, кто у нас обитатели саванн, почему им здесь хорошо?.. А где у нас джунгли, кто в них живет?.. А на самом юге Африке, живут Африканские пингвины.
- Теперь вам надо договориться, где на построенном вами континенте, расположится пустыня, где джунгли, где саванна (дети договариваются о расположении природных зон на построенном ими континенте, они могут быть обозначены прочерченной на песке линией).
- Континент у нас есть, природные зоны обозначены. Что еще надо добавить?.. (Растения, животных)
- Верно, начнем с растений. Но помните в каждой природной зоне свои растения. Одним из них комфортно в пустыне, другим в саванне, а третьим в джунглях. (Открывается поднос с растениями, дети распределяют растения в соответствии с природными зонами)
- Растения есть, кого же не хватает?.. (Животных)
- Конечно. Вот наши коробочки с животными. Вам надо выбрать животных обитающих в Африке, и поставить их в ту природную зону, где им будет хорошо и комфортно. (Открываются коробки с животными, для усложнения задачи обитатели Африки перемешаны с обитателями других континентов и домашними животными)
- Отлично, вот и мы с вами в Африке. Посмотрите внимательно, все ли обитатели находятся в своих природных зонах, всем ли им комфортно?.. (Все, либо помочь перебраться растениям и животным в комфортную для них зону обитания.)
- У вас есть немного времени познакомиться с ними поближе, понаблюдать за ними, поиграть. (Дается время на свободную игру)
- О, слышите барабаны! Они говорят, что в Африке много удивительных мест! Не только пустыни, саванны и джунгли, но и горы. Одна из самых высоких гор – это гора Килиманджаро - потенциально активный вулкан, но пока он не извергается. Эта гора-вулкан привлекает туристов со всего света тем, что на ней три климатические зоны сменяют друг друга! В самом низу - растут деревья, зреют фрукты, затем идет пустыня, а на самом верху лежат (Вы только представьте!) снега, сохранившиеся с самого ледникового периода!!! Мы могли построить гору-вулкан в песочнице, но все жители Африканского континента очень любопытны, им нравятся действующие вулканы, может, устроить здесь целую долину вулканов, ведь заготовки для них мы уже с вами сделали. Хотите?.. (Да)
- Давайте разберем Африканский континент в песочнице, все отряхнем и сложим на место. Отодвинем в сторону песочницу. Ставим столики с вулканами-макетами, у каждого будет свой «вулкан».
Эксперимент. «Долина вулканов»
- Помним о правилах безопасности при проведении эксперимента.
Смесь в рот не брать, (это безопасно, но не вкусно и не полезно), в «вулканы» засыпать волшебную смесь и наливать воду аккуратно, помнить, что при извержении летят брызги «лавы». (Для того чтобы сделать «вулкан»: взяли небольшую пластиковую бутылочку, слоем старого пластилина придали форму вулкана, поставили «вулкан» на небольшой поднос)
- У вас на столах есть баночка с волшебной смесью, маленькой ложечкой насыпаем в жерло вулкана «Волшебную смесь», волшебный краситель, можно любого цвета (5 чайных ложек питьевой соды, 3 чайных ложки лимонной кислоты, ½ чайной ложки пищевого красителя), прикрыв крышечкой (ладошкой) отверстие, баночку встряхиваем. Ставим на поднос и наливаем воду из стакана до самого верха, происходит извержение, которое, то замедляется, то лава вновь извергается из жерла «вулкана». (Наблюдаем извержения вулканов)
«Танцующий вулкан» - свободный танец
- Слышите, снова барабаны с африканской музыкой, и музыка говорит, что надо исполнить вулканический танец. Двигайтесь как будто вы огромный вулкан, который извергает потоки огненной лавы. (Дети двигаются под этническую африканскую музыку, каждый исполняет свой танец вулкана, как он его ощущает)
4. Завершение
- Музыка утихла, танец завершен, пришло время отправляться нам в детский сад. Занимайте места на ковре-самолете. Ложитесь удобно, дышите медленно легко, пока мы летим, наблюдайте за звездами.
Релаксация под музыку ветра (маленькая сказка, контроль дыхания)
- Мы с вами вернулись в наш родной детский сад, я хочу вас спросить:
Где мы были, что узнали?
- Мы сегодня совершили путешествие в Англию? - Нет.
- В Африке три основные природные зоны: пустыня, джунгли и саванна? - Да.
- Слоны и жирафы живут в пустыне? - Нет.
- В пустыне очень мало воды? - Да
- Вулканы извергают сахарную вату? - Нет.
- На сегодня наше путешествие закончено, до свидания
Список источников
- http://reshetova.blogspot.ru – идея занятия
- http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm
- http://mapsmarket.ru/products-page/maps-kids/ - Рисунок
- https://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc – видеоролик
- http://pedsovet.su/load/241-1-0-39213 - Рисунок