В этом году наш город празднует юбилей. История города Мирного является неотъемлемой частью космодрома “Плесецк”. За шестьдесят лет история города и космодрома тесно переплелись. Нельзя представить город без космодрома или наоборот. Это единая большая семья со всеми радостями и иногда горестями, с маленькими делами и важными мероприятиями, с детьми и стариками, с военным прошлым и современным будущим. Знание истории своей страны и своей малой Родины очень важно. С годами дети все меньше и меньше интересуются своими корнями, мы не знаем того, что было всего 40-30 лет назад. Но и у этой истории есть интересные моменты и загадочные факты, поэтому с историей города учащиеся познакомятся с помощью игры-квеста.
Цель урока – с помощью игры познакомить учащихся с историей города.
Практичность урока заключается в том, что его задания можно использовать, любым и не только детским коллективам.
Для достижения цели урока необходимо было решить следующие задачи:
- Узнать что такое квест и как их создают.
- Провести анализ специальной, краеведческой и художественной литературы с целью уточнения теоретических подходов к нашей теме;
- Выявить наиболее интересные сведения об истории города;
- Сделать фотографии значимых объектов;
- Создать квест-игру определенной тематики со своими правилами;
- Создать презентацию квеста и брошюру “Мирный - наш город”.
Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.
Структура нашей квест-игры очень проста: в ней дается 10 заданий различной сложности, решая которые участники перемещаются от одного объекта к другому. Достигнув цели они получают приз и становятся настоящими гражданами города, получив паспорт Мирянина.
Формируются 2 команды учащихся. Капитаны команд получают конверты с заданиями. Структура нашей квест-игры очень проста: в ней дается 21 задание различной сложности, решая которые участники перемещаются от одного объекта к другому. Достигнув цели, они получают приз и становятся настоящими гражданами города, получив паспорт Мирянина.
А сейчас я познакомлю вас с заданиями нашего квеста. Первое задание команда получает у здания МКОУ СОШ № 4.
Сказочное царство для боссов-молокососов, где королева - это милая девушка, которая была отравлена фруктом ведьмы, но с помощью волшебства осталась жива. Угадав детский сад “Белоснежка”, учащиеся направляются к нему.
Там они получают второе задание. Наш маршрут будет пролегать по улице, на которой возле здания полиции находится бюст “Железного Феликса”. Назовите фамилию этого человека.
Учащиеся проходят по улице Дзержинского до пересечения с улицей Мира и получают следующее задание. Перейти на улицу, названную в честь того, чего хотят люди всей земли.
Следующее задание дойти до памятника, посвященного Революционеру, советскому государственному и военному деятелю, одному из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военному теоретику.
Двигаясь по улице Неделина, мы пересекаем две небольшие улицы, связанные с культурным наследием России. Какая улица в городе Мирном посвящена человеку, который "видел": черного кота, ходящего по цепи, русалку, висящую на ветвях и 33 витязя, выходящих из воды?
Какая самая музыкальная улица в городе Мирный и созвучна с названием белых птиц, которые прилетают каждое лето в город , но совсем не музыкально кричат?
Параллельно нашему движению проходит улица, которая раньше называлась в честь события российской истории, произошедшего 100 лет назад, а сейчас носит название в честь первого начальника космодрома, похороненного у мемориала Вечный огонь.
Сейчас мы с вами подойдем к бюсту человека, в честь которого названа улица, по которой мы шли.
Учащиеся подходят к памятнику Неделину М.И. и получают новое задание. Мы должны перейти на улицу, посвященную уникальному человеку, обладающему множеством профессий: химик и физик, астроном, поэт, основатель современного русского литературного языка, художник, историк, энциклопедист, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики?
Мы переходим дорогу и должны подойти к Символу памяти в нашем городе, сооруженному в честь погибших при исполнении воинского долга. У мемориала команда получает новое задание. На этом месте скоро будет находиться памятник человеку, которому посвящена эта песня “Знаете, каким он парнем был” также в нашем городе есть улица, названная в его честь (звучит песня).
У места предполагаемого памятника учащиеся получают новое задание.
Необходимо собрать пазл памятника, который изображен на гербе и флаге Мирного. Заложен в честь 20-летия основания гарнизона и города. Открытие состоялось 15 июля 1977 года. Автор проекта Баштовой А.С. Скульптор Плекин В.В. (Картинка разрезанная).
Собрав пазл памятника и назвав его, учащиеся должны назвать дату открытия памятника, созданного в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне и 20-летия РВСН и подойти к нему.
Следующий объект необходимо узнать, отгадав загадку
На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут.
Памятник мужеству и героизму воинов 1941/1945 гг. Далее наш маршрут проходит по улице Ленина до площади. Составьте из первых букв фамилий людей, изображенных на фотографиях название социально-значимого объекта, находящегося на площади Ленина( дети должны угадать по портретам Григорьева, Дзержинкого, Овчинникова) (ГДО). У ступеней ГДО группу ждет следующее задание "Обойти три раза памятник Ленина вокруг, изначально встав лицом к ГДО, подойти к лестнице ГДО, похлопать в ладоши три раза, сделать десять шагов направо, присесть, покрутиться три раза вокруг себя, сделать еще десять шагов, три раза подпрыгнуть, один раз покрутиться вокруг себя, сделать еще пять шагов, повернуть налево, Вы прибыли в пункт назначения." Памятник Григорьеву. У памятника Григорьеву команда получает следующее задание Мы должны дойти до места, где находится Памятник, прозванный в народе “Инопланетянин”. Цифру памятника можно узнать, если к году выхода в свет приказа № 1 первого командира соединения, полковника Михаила Григорьева прибавить юбилейную дату нашего города, а затем вычесть количество детских садов, школ и библиотек. Название памятника вы можете узнать, если вспомните, куда “вышел” космонавт Алексей Леонов... Переходим улицу и подходим к объекту, содержащему в своем названии гостиницу и миллениум. У памятника Космос 1000 команда получает задание Соберите из предложенных букв фамилию человека, которому посвящен памятник, у которого вы получите новое задание. Мы переходим на улицу, созвучную с названием нашего города, где звезда окаменела в честь заслуг людей. Как называется их профессия? Далее мы идем к последнему пункту нашего квеста, что это такое мы узнаем, отгадав загадку. Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет. После того, как команды соберутся у школы, им предстоит ответить на вопросы викторины, развешенной на опорных столбах во дворе школы. После успешного выполнения этого задания учащиеся награждаются подарками с символикой нашего города.
Вывод: В ходе подготовки к уроку были решены поставленные задачи:
- Узнали, что квест-это настоящая командная игра, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. Это способствует сплочению класса, позволяет ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.
- Провели анализ специальной, краеведческой и художественной литературы и выявили наиболее интересные сведения об истории города, используя эти знания, мы составили брошюру “Мирный - наш дом”, в которую поместили сделанные нами фотографии значимых объектов города. Зная историю города, можно создать квест-игру определенной тематики со своими правилами. Мы убедились в том, что вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи.