Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность

Разделы: Начальная школа


«В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово - за ребенком, последнее - за учителем». 

Коллингс

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.

В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают     способности детей. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.  

  • Первое  условие развития творчества – высокая самооценка обучающегося, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
  • Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс.  Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.

Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно  назвать «Введение в проектную деятельность».

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Проект - это «пять П»

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

В педагогической работе я  использую два типа проектов:

- Монопроекты (литературно-творческие, экологические)

- Межпредметные проекты (внеурочное время)

По характеру проектов ученики  активно принимают участие:

  •  в внутриклассных,
  •  внутришкольных, 
  •  региональных,
  •  международных проектах

По классификации использую:

  • мини-проекты (1 урок или менее, продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы);
  • краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома)
  • недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов;
  • годичные (выполняются как в группах, так и индивидуально).

Работу школьников по  проектной деятельности  начинаю проводить с первого класса,  даю объяснение таким проектным понятиям как: «проект», «проектант», «этап», «помощники», «проблема», «гипотеза», «цель», «продукт проекта», которые фиксируются в тетради. Включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».

Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).

Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Учитывая  психологические возрастные особенности первоклассников, я использую  проекты  на уроках окружающего мира, технологии, так как  именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. На примере предмета «Окружающий мир» можно заметить, что темы мини-проектов разнообразны и вызывают у детей особый интерес. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся  работать в парах.

Этапы работы над мини-проектом:

1. Мотивационный.

2. Планирующий.

3. Информационно-операционный.

4. Рефлексивно-оценочный.

Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:

1. Выполнение принятых этапов, законченность.

2. Качество изделия, его оригинальность.

3. Полнота раскрытия темы проекта.

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.

Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов:

1. Демонстрация продукта.

2. Инсценировка-диалог литературных героев.

3. Игра с классом.

4. Ролевая игра.

5. Соревнование.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Конечно, проекты представленные  учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами.

Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006 г., издательство «Деловая книга».