«В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово - за ребенком, последнее - за учителем».
Коллингс
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.
В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают способности детей. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
- Первое условие развития творчества – высокая самооценка обучающегося, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
- Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс. Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.
Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно назвать «Введение в проектную деятельность».
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
1. «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Проект - это «пять П»
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
В педагогической работе я использую два типа проектов:
- Монопроекты (литературно-творческие, экологические)
- Межпредметные проекты (внеурочное время)
По характеру проектов ученики активно принимают участие:
- в внутриклассных,
- внутришкольных,
- региональных,
- международных проектах
По классификации использую:
- мини-проекты (1 урок или менее, продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы);
- краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома)
- недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов;
- годичные (выполняются как в группах, так и индивидуально).
Работу школьников по проектной деятельности начинаю проводить с первого класса, даю объяснение таким проектным понятиям как: «проект», «проектант», «этап», «помощники», «проблема», «гипотеза», «цель», «продукт проекта», которые фиксируются в тетради. Включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».
Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).
Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Учитывая психологические возрастные особенности первоклассников, я использую проекты на уроках окружающего мира, технологии, так как именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. На примере предмета «Окружающий мир» можно заметить, что темы мини-проектов разнообразны и вызывают у детей особый интерес. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся работать в парах.
Этапы работы над мини-проектом:
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта.
Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов:
1. Демонстрация продукта.
2. Инсценировка-диалог литературных героев.
3. Игра с классом.
4. Ролевая игра.
5. Соревнование.
Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами.
Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006 г., издательство «Деловая книга».