Разработка по теме "Материальная точка. Система отсчета"

Разделы: Физика


Отличительные особенности данной разработки:.

  1. Опора с мнемоническими элементами.
  2. Авторские стихотворения: «Система отсчёта» и «Материальная точка».
  3. Авторские рисунки: «Система отсчёта» (подвижная и неподвижная), «Материальная точка» (юмор).
  4. При изучении нового материала используется деятельностный подход. (Каждый ученик занят практической деятельностью под руководством учителя и пытается найти ответы на его вопросы.)
  5. Метапредмет «Проблема».
  6. Физкультминутка «Решение качественных задач»

Цели:

  • изучение материала по теме урока; развитие логического мышления;
  • воспитание личности, обладающей познавательной активностью.

Постановка целей и задач на уроке:

«Лето закончилось, и мы все пришли в школу к началу занятий. И кажется, что всё элементарно. Ну, а если задуматься? Как нам удалось собраться здесь всем вместе?

Здесь и сейчас

Деятельностный подход

Оборудование каждому обучаемому: пластилин, лист бумаги нелинованной.

ЗАДАНИЯ УЧЕНИКАМ

ВОПРОСЫ УЧЕНИКАМ

ПРИМЕЧАНИЯ (для учителя)

1. Быстро слепите человечка (туловище, 2 руки, 2 ноги, голова). Это будет каждый из вас.

 

Учитель делает образец – отрывает кусочек (голова), вытягивает на оставшемся куске ноги и руки.

2. Поставьте своего пластилинового двойника на чистый лист, при этом будем считать, что краёв у листа нет – это бескрайняя поверхность.

 1. Вы идёте по этой поверхности. Как вы узнаете, что вы вообще куда-то идёте?

При ответе: «Я переставляю ноги» возразить, а если это необычная поверхность, если она как эскалатор – вы будете идти в одну сторону, а поверхность начнёт смещаться в другую.
Подводим к мысли о необходимости ориентиров – тел отсчёта.

3. Нарисуйте где-то в середине листка какое-нибудь тело отсчёта (небольшого размера) – дерево, камень, другого человечка (потому что телом отсчёта может быть и движущийся предмет).

 

 

4. Поставьте «себя» где-нибудь на листке в стороне от тела отсчёта.

2. Как вы будете объяснять, где вас искать?

 

5. Соедините тело отсчёта и своё местоположение прямой линией.

3. Как вы теперь укажете своё местонахождение?
4. Если вы теперь пойдёте куда захотите, то для того чтобы сообщить о своём местонахождении вам достаточно одной координаты?

Подводим к мысли о системе координат.

6. Нарисуйте на своём листке систему координат, где 0 совмещён с телом отсчёта и под углом 90º проведите оси Х, У.

 

Учитель делает образец на доске (из расчёта слабых уч-ся).

 

5. Определите свои координаты (где вас искать), считая ваши условные деления на осях в метрах. Сообщите свои координаты поисковой группе.

Учитель, отметив точку «Я» на своём чертеже, называет свои координаты и затем предлагает ученикам сказать свои координаты соседу по парте, потом спрашивает 3-4 человек.

 

 6. Как всё стало легко и просто - мы всегда сможем найти друг друга. Или не всегда? Когда мы договариваемся о встрече, о чём мы договариваемся? О каких условиях говорим?

Место и время!

 

 7. Давайте теперь попробуем сформулировать определение для такого понятия как «система отсчёта».
(8. А если вы летите на самолёте вам достаточно 2 координат?)
9. Давайте теперь попробуем сформулировать определение для такого понятия как «механическое движение».

 

 

10. В механике часто рассматривают не движение тел, а движение материальных точек. Как вы думаете, когда тело можно считать материальной точкой, то есть его размеры не нужно учитывать?
11. Итак, если мы примем вас за материальную точку, вашу массу нужно учитывать? А ваши размеры? Форма? Вращения? Размахивание руками?

Беседа о размерах и расстояниях, о массе; о том, что в этом случае достаточно рассчитывать движение одной точки; поступательное движение.

Задания: 6. Поэтому сделайте из своего пластилинового двойника шарик и сдайте его вместе с листком.

 

Обобщите:
Я – шарик – материальная точка.

Презентация по теме или сразу работа по опоре (беседа и записи в тетради).

ПРИМЕЧАНИЕ К ПЕРВОМУ РИСУНКУ НА ОПОРЕ. Здесь отдельные элементы расположены именно так, чтобы проведя взглядом слева направо (как мы читаем), можно было запомнить определение из учебника. Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве (на рисунке – идущий человек) относительно других тел (ёлки), происходящее с течением времени (часы).

РЕШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ + ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вопрос всех заданий: «Можно ли считать материальной точкой?»

 Варианты ответов

  • «Да» - встать с широко расправленными руками.
  • «Нет» - сидя на стуле попытаться «сжаться в точку».

 Возможные предлагаемые задачи [1]

  1. Можно ли считать материальной точкой футболиста, когда он:
    а) бежит от середины поля к воротам;
    б) отбирает мяч у противника;
    в) спорит с судьёй?
  2. Можно ли считать материальной точкой человека, когда он:
    а) идёт из дома в школу;
    б) выполняет гимнастические упражнения;
    в) совершает путешествие на круизном лайнере?
  3. Можно ли считать материальной точкой Луну при измерении её диаметра; при посадке на её поверхность космического корабля; при определении скорости её движения вокруг Земли?

Итоги.

 Использованная литература

  1. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Система отсчёта

Система отсчёта? Хочу я узнать. Вот тело отсчёта гляжу!
И оси (системы координат) к нему я сейчас привяжу.
Но этого мало. Нужны и часы. Ведь знает же каждый из нас,
Что встречу назначив, всегда говорим: такое-то место и час.

Материальная точка

I

Материальная точка, где же тебя разыскать?
Можно любое взять тело: слона, бегемота, кровать.
Только сравни для примера ты их размеры и путь.
Если тащу я пожитки, что уж пора отдохнуть,
Значит, на том расстоянии я словно точка бреду.
Рост мой, размеры пожиток – с мусором здесь наряду.
Рад, что хоть массу считают. Был бы заряд и его
Физики мне оставляют. Как я устал от всего!
Сделали точкой, смеются: «Вырасти хочешь, пацан?
Меньше возьми расстояние». Вот такой простенький план.
Лишь в геометрии хуже, точка здесь слышит в ответ:
«Нет у тебя ни размеров, нет ничего! Нет и нет!»

 II

Злой я. Устал. А тут снова
Физик, смеясь, говорит:
«Дай-ка добавлю полслова.
Что? Голова уж болит?
В общем, запомни, что точкой
Ты заменяешь тела
В разных задачах, где, точно,
Можно решать так дела».
И позабыв обещание
Час целый в ухо гудел,
Пусть, мол, мало расстояние,
Если движение тел,
Ты вдруг найдёшь поступательным,
Смело их точкой бери.
В теле таком, будь внимательным,
Ты за движеньем смотри.
Движется всё одинаково!
Каждая точка внутри!
«Эй, ты уснул что ли? На-ка, вот!
С кем я тут бьюсь часа три?!»

МИНИ-ПЛАКАТЫ «Система отсчёта»