Цели:
учебно-познавательные:
- обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
- формирование языковой и речевой компетенций;
- формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные в тексте;
интеллектуально-развивающая:
- развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
воспитывающие:
- формирование у учащихся коммуникативных умений;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Оборудование:
- толковые словари;
- тесты, перфокарты;
- презентация «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Актуализация знаний.
Повторение материала прошлых уроков.
Мини-тест
1. Выберите приставку:
Несколько дней стреляли бе..прерывно.
А. Бес-
Б. Без-
2. Выберите приставку:
Наутро решили ра..бить крепость.
А. Рас-
Б. Раз-
3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:
А. Пишется буква з
Б. Пишется буква с
4. Выберите пропущенную букву:
Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе
А. О
Б. Ё
5. Определите последовательность пропущенных гласных:
Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав
А. А – а – о – о
Б. А – о – а – о
6. Определите последовательность пропущенных гласных:
Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение
А. А – а – о – о
Б. А – о – о – а
7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:
А. И
Б. Ы
8. Какая буква пишется в словах:
Позиц..я, акац..я, ситуац..я
А. И
Б. Ы
III. Устная синтаксическая пятиминутка.
Назовите грамматические основы предложений, составьте схему предложения.
В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки. (Д.Зуев.)
- Употребите любое существительное предложения в роли обращения.
Орфографическая пятиминутка.
Зима принесла в наш город много слов.
- Прочитайте эти слова.
С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.
- Что вы заметили? (два одинаковых слова)
- Так ли это?
- Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари)
Задание.
- 1 гр. – определяет лексическое значение слова: иней
- 2 гр. – изморозь
- 3 гр. – изморось
- Назовите слова – синонимы!
(иней – изморозь)
- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.
Проверка – ключ
(и,е,е,е,з,е,с,д,е)
- В каком слове допустили ошибки?
- Какие орфограммы мы вспомнили?
- Какое слово лишнее? Почему? (блестит)
- Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)
IV. Объяснение нового материала
Одушевленные имена существительные. Отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?) Обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых.
Неодушевленные имена существительные. Отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чем?)
- Какие имена существительные называются одушевленными?
(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)
- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)
- Физминутка!
(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» - присели)
Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь.
- Молодцы!
Запомните. В русском и татарском языках о людях мы спрашиваем Кто это? Человек (кеше). В русском языке о животных, птицах, зверях, рыбах мы спрашиваем Кто это? В татарском языке мы спрашиваем Бу нәрсә ? (что это?) и отвечаем Бу тавык (курица), бөркет, каракош (орел), сыерчык (скворец), ат.(Слайд)
В русском языке различаются грамматически У одушевленных существительных форма винительного падежа мн.числа совпадает с формой родительного падежа мн.числа В.п.= Р.п. Вижу (кого?) девочек, мальчиков (В.п.); Нет (кого?) девочек, мальчиков (Р.п.) У неодушевленных существительных винительный падеж мн.числа совпадает с именительным В.п. = И.п. Вижу (что?) книги, дома, села (В.п.); Книги (им.п.-подл.) лежат. Дома (им.п. – подл.)строятся. Села (им.п.- подл.) виднеются.(Слайд).
Прочитайте текст и назовите одушевленные и неодушевленные существительные Родина постоянно начинается в человеке. Изо дня в день человек открывает заново для себя Родину. О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказано в старинной мудрой русской пословице: «человек без Родины – соловей без песни…» И, как соловей – песней, лишь родиной силен, добр и красив человек. (По Ю.Нагибину.)
Задание. Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.
V. Закрепление нового материала
1. Работа с учебником. Выполнение упражнения 392. Допишите вместо точек существительные. Поставьте к ним вопросы. Составьте с некоторыми из них предложения.
2. Работа с перфокартами
Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное
Мичман (О) | Ветеран (О) |
Трамвай (Н) |
Гирлянда (Н) |
Дуб (О) |
Шофер (О) |
Плакат (Н) |
Аппарат (Н) |
Ровесник (О) |
Катер (Н) |
Почтальон (О) |
Диспетчер (О) |
Пиджак (Н) |
Клоун (О) |
Медведь (О) |
Гроза (Н) |
Сестра (О) |
Мороз (Н) |
Петух (О) |
Юноша (О) |
Ромашка (Н) |
Народ (Н) |
Ворона (О) |
Метель (Н) |
VI. Домашнее задание: параграф 78, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Пример сказки:
Такое удивительное Имя Существительное (Слайд)
В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.
Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.
Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.
Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.
Вот такое оно удивительное,
Имя Существительное.
VII. Подведение итога урока. Выставление оценок.
– Что мы прошли с вами на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
– Спасибо за урок. До свидания.
Список использованной литературы.
1. Русский язык: Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы / Л.З.Шакирова, Л.Д.Умарова.-4-е издание, перераб.- Казань: Магариф, 2005.
2. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова.- 8-е изд. - Айрис-пресс, 2006.
3. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом», М., Просвещение, 2008.
4. Школьный толковый словарь русского языка/ М.С. Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова., М.: Просвещение, 1998 г.