Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском и татарском языках и использование их в речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

учебно-познавательные:

  • обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
  • формирование языковой и речевой компетенций;
  • формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные в тексте;

интеллектуально-развивающая:

  • развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

воспитывающие:

  • формирование у учащихся коммуникативных умений;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Оборудование:

  • толковые словари;
  • тесты, перфокарты;
  • презентация «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний.

Повторение материала прошлых уроков.

Мини-тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес- 
Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас-   
Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з  
Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

А. О 
Б. Ё

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о 
Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о 
Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

А. И
Б. Ы

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

А. И  
Б. Ы

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Назовите грамматические основы предложений, составьте схему предложения.

В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки. (Д.Зуев.)

- Употребите любое существительное предложения в роли обращения.

Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

- Прочитайте эти слова.

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари)

Задание.

  • 1 гр. – определяет лексическое значение слова: иней
  • 2 гр. – изморозь
  • 3 гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.

Проверка – ключ

(и,е,е,е,з,е,с,д,е)

  • В каком слове допустили ошибки?
  • Какие орфограммы мы вспомнили?
  • Какое слово лишнее? Почему? (блестит)
  • Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)

IV.  Объяснение нового материала

Одушевленные имена существительные. Отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?) Обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых.

Неодушевленные имена существительные. Отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чем?)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)

- Физминутка!

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» - присели)

Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь.

- Молодцы!

Запомните. В русском и татарском языках о людях мы спрашиваем Кто это? Человек (кеше). В русском языке о животных, птицах, зверях, рыбах мы спрашиваем Кто это? В татарском языке мы спрашиваем Бу нәрсә ? (что это?) и отвечаем Бу тавык (курица), бөркет, каракош (орел), сыерчык (скворец), ат.(Слайд)

В русском языке различаются грамматически У одушевленных существительных форма винительного падежа мн.числа совпадает с формой родительного падежа мн.числа В.п.= Р.п. Вижу (кого?) девочек, мальчиков (В.п.); Нет (кого?) девочек, мальчиков (Р.п.) У неодушевленных существительных винительный падеж мн.числа совпадает с именительным В.п. = И.п. Вижу (что?) книги, дома, села (В.п.); Книги (им.п.-подл.) лежат. Дома (им.п. – подл.)строятся. Села (им.п.- подл.) виднеются.(Слайд).

Прочитайте текст и назовите одушевленные и неодушевленные существительные Родина постоянно начинается в человеке. Изо дня в день человек открывает заново для себя Родину. О том, что такое Родина для человека, прекрасно сказано в старинной мудрой русской пословице: «человек без Родины – соловей без песни…» И, как соловей – песней, лишь родиной силен, добр и красив человек. (По Ю.Нагибину.)

Задание. Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.

V. Закрепление нового материала

1. Работа с учебником. Выполнение упражнения 392. Допишите вместо точек существительные. Поставьте к ним вопросы. Составьте с некоторыми из них предложения.

2. Работа с перфокартами

Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное

Мичман (О)    

 Ветеран (О)     

   Трамвай (Н)

 Гирлянда (Н) 

  Дуб (О)           

    Шофер (О)

 Плакат (Н)     

  Аппарат (Н)      

  Ровесник (О)

 Катер (Н)       

  Почтальон (О)  

  Диспетчер (О)

 Пиджак (Н)   

   Клоун (О)        

   Медведь (О)

 Гроза (Н)       

  Сестра (О)        

   Мороз (Н)

 Петух (О)     

     Юноша (О)      

   Ромашка (Н)

 Народ (Н)    

    Ворона (О)       

   Метель (Н)

VI. Домашнее задание: параграф 78, сочинить лингвистическую сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Пример сказки:

Такое удивительное Имя Существительное (Слайд)

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и  животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.

Но вернемся  к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я  – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.

Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.

Вот такое оно удивительное,
Имя Существительное.

VII. Подведение итога урока. Выставление оценок.

– Что мы прошли с вами на уроке?

– Какие выводы вы сделали?

– Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы.

1. Русский язык: Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы / Л.З.Шакирова, Л.Д.Умарова.-4-е издание, перераб.- Казань: Магариф, 2005.

2. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова.- 8-е изд. - Айрис-пресс, 2006.

3. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом», М., Просвещение, 2008.

4. Школьный толковый словарь русского языка/ М.С. Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова., М.: Просвещение, 1998 г.