Тип урока: обобщающе-повторительный урок, посвященный Дню космонавтики.
Оборудование: маршрутный лист (МЛ) (Приложение) техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся.
На уроке используются задания из демоверсии МЦКО 5 класс 2016 г.
ХОД УРОКА
I. Начало урока
Приветствие. Сообщение темы урока.
У каждого учащегося имеется таблица с перечнем правил:
Правило | знаю | умею применять | |
1 | Сложение десятичных дробей. | ||
2 | Вычитание десятичных дробей. | ||
3 | Умножение десятичной дроби на натуральное число. | ||
4 | Деление десятичной дроби на натуральное число. | ||
5 | Умножение десятичных дробей. | ||
6 | Умножение десятичной дроби на 10; 100 и т.д. | ||
7 | Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д. | ||
8 | Деление на десятичную дробь. | ||
9 | Деление десятичной дроби на 10, 100 и т.д. | ||
10 | Деление десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д. | ||
11 | Умножение числа на 0,5. | ||
12 | Деление числа на 0,5. |
Таблица заполнена учащимися.
Проговор правил по вариантам (первый вариант рассказывает второму правила с нечетными номерами, второй – первому - с четными).
II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
МЛ1 Устный счет.
1. 0,62 + 0,38 = 1
2. 7,2 – 5,2 = 2
3. 11,3 x 0 = 0
4. 2 : 0,5 = 4
5. 0,5 x 2 = 1
6. 0,81 : 0,09 = 9
7. 3,2 + 5,6 : 2 = 6
8. 10,8 – 0,2 x 49 = 1
Заполнение таблицы на титульном листе. Дата – 12.04.1961. СЛАЙД 2
Беседа о Дне космонавтики. СЛАЙД 3, 4
Найди ошибку. Слайд 5
- 37,44 : 12 = 31,2 (3,12)
- 3,54 + 4,2 = 7,56 (7,74)
- 1,24 * 1,5 = 0,186 (1,86)
МЛ2 Найти соответствие. СЛАЙД 6
- диаметр Луны 40,075 тыс. км
- расстояние от Земли до Солнца 149,6 млн. км
- средний рост человека 3474 км
- длина экватора Земли 176 см
III. Основной этап работы.
МЛ 3 Решение примеров на деление.
13,5 : 4,5 = О 1,32 : 1,1 = В 1 : 0,2 = С 0,001:0,1 = Т 0,01:0,0001 = К 6,864 : 1,32 = Р 1 : 1,6 = А 128 : 12,5 = П 64,768 : 9,2 = Д 30,4416 : 3,02 = Я
Заполнение таблиц.
Название космического корабля.
В О С Т О К 1,2 3 5 0,01 3 100
КОСМОС (перевод) -
К Р А С О Т А 100 5,2 0,625 5 3 0,01 0,625
П О Р Я Д О К 10,24 3 5,2 10,08 7,04 3 100
СЛАЙД 7. Предложить учащимся найти слова, образованные от слова “космос” (КОСМЕТИКА, КОСМЕТИЧКА, КОСМЕТОЛОГИЯ)
МЛ 4 Нахождение значения выражений.
а) 10,9 – 8, 07 +1,9 = _______
б) 2,73 : 1,3 * 3,5 = ________
Укажите единицы измерения:
а) 4,73 т - масса космического корабля “Восток”
б) 7,35 м - высота космического корабля “Восток”.
Подбор единиц измерения. Сообщение о полете Ю.А. Гагарина.
МЛ 5 Решение двойного неравенства.
Найдите одно решение неравенства:
28,2 < х < 28,3
Укажите единицы измерения:
28,26 тыс. км/ч- средняя скорость космического корабля “Восток”
Сообщение о полете.
МЛ 6 Решение уравнений.
Решите уравнения:
а) 1,6х = 483,2;
Ответ: 302 км - высота полета Гагарина.
б) 109,78 : (х – 8,2) = 1,1;
Ответ: 108 минут - длительность полета Гагарина.
Сообщение о полете.
МЛ 7 Перевод в десятичную дробь.
108 минут = 1 час 48 минут = 1,8 часа.
МЛ 8 Построение прямоугольника с заданными параметрами (известны площадь и периметр – вычислить стороны).
S = 24 см2, Р = 20 см (а= 6 см, b = 4 см)
МЛ 9 Графический диктант (ДА – галочка, НЕТ – палочка) на утверждения про действия десятичными дробями.
- Разделить на 0,5 то же самое, что и разделить на 2.
- При делении на 0,01 запятую надо переместить на два знака вправо.
- При делении на 100 число уменьшается.
- 20 м = 0,02 км.
IV. Подведение итогов урока.
Беседа о словах Гагарина: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!”
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие знания помогли узнать вам новую информацию?
- Нужна ли математика космонавтам? Для чего? Приведите примеры.
– Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке и выставите оценку.
Спасибо за урок! До свидания!
Ресурсы.
- http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2016/04/1592515_1.jpg
- http://img.youtube.com/vi/fwh9TLR5HZo/0.jpg
- http://svetvmir.ru/wp-content/uploads/2015/09/planeta-Zemlya.jpg
- http://www.stihi.ru/pics/2013/11/25/1745.jpg
- https://pbs.twimg.com/media/CLtfbexW8AAHK7v.jpg
- https://ru.wikipedia.org/