Урок математики, посвященный Дню космонавтики. Тема: "Деление на десятичную дробь". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: обобщающе-повторительный урок, посвященный Дню космонавтики.

Оборудование: маршрутный лист (МЛ)  (Приложение) техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. 

В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся.

На уроке используются задания из демоверсии МЦКО 5 класс 2016 г.

ХОД УРОКА

I. Начало урока

Приветствие. Сообщение темы урока.

У каждого учащегося имеется таблица с перечнем правил:

  Правило знаю умею применять
1 Сложение десятичных дробей.    
2 Вычитание десятичных дробей.    
3 Умножение десятичной дроби на натуральное число.    
4 Деление десятичной дроби на натуральное число.    
5 Умножение десятичных дробей.    
6 Умножение десятичной дроби на 10; 100 и т.д.    
7 Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д.    
8 Деление на десятичную дробь.    
9 Деление десятичной дроби на 10, 100 и т.д.    
10 Деление десятичной дроби на 0,1; 0,01 и т.д.    
11 Умножение числа на 0,5.    
12 Деление числа на 0,5.    

Таблица заполнена учащимися.

Проговор правил по вариантам (первый вариант рассказывает второму правила с нечетными номерами, второй – первому - с четными).

II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

МЛ1 Устный счет.

1.  0,62 + 0,38 = 1

2.  7,2 – 5,2  = 2

3.  11,3 x 0 = 0

4. 2 : 0,5 = 4

5. 0,5 x 2 = 1

6. 0,81 : 0,09 = 9

7. 3,2 + 5,6 : 2 = 6 

8. 10,8 – 0,2 x 49 = 1

Заполнение таблицы на титульном листе. Дата – 12.04.1961. СЛАЙД 2

Беседа о Дне космонавтики. СЛАЙД 3, 4

Найди ошибку. Слайд 5

  1. 37,44 : 12 = 31,2 (3,12)
  2. 3,54 + 4,2 = 7,56 (7,74)
  3. 1,24 * 1,5 = 0,186 (1,86)

МЛ2 Найти соответствие. СЛАЙД 6

- диаметр Луны 40,075 тыс. км

- расстояние от Земли до Солнца 149,6 млн. км

- средний рост человека 3474 км

- длина экватора Земли 176 см

III. Основной этап работы.

МЛ 3 Решение примеров на деление.

13,5 : 4,5 =   О 
1,32 : 1,1 =   В 
1 : 0,2 =  С 
0,001:0,1 =  Т 
0,01:0,0001 =  К 
6,864 : 1,32 =  Р 
1 : 1,6 =   А 
128 : 12,5 =   П 
64,768 : 9,2 =   Д 
30,4416 : 3,02 =   Я 

Заполнение таблиц.

Название космического корабля.

В О С Т О К
1,2 3 5 0,01 3 100

КОСМОС (перевод) -

К Р А С О Т А
100 5,2 0,625 5 3 0,01 0,625

 

П О Р Я Д О К
10,24 3 5,2 10,08 7,04 3 100

СЛАЙД 7. Предложить учащимся найти слова, образованные от слова “космос” (КОСМЕТИКА, КОСМЕТИЧКА, КОСМЕТОЛОГИЯ)

МЛ 4 Нахождение значения выражений.

а) 10,9 – 8, 07 +1,9 = _______  

б) 2,73 : 1,3 * 3,5 =  ________ 

Укажите единицы измерения: 

 а) 4,73 т - масса космического корабля “Восток”  

б) 7,35 м - высота космического корабля “Восток”.

Подбор единиц измерения. Сообщение о полете Ю.А. Гагарина.

МЛ 5 Решение двойного неравенства.

Найдите одно решение неравенства:  

28,2 < х < 28,3 

Укажите единицы измерения:  

28,26 тыс. км/ч- средняя скорость космического корабля “Восток”

Сообщение о полете.

МЛ 6 Решение уравнений.

Решите уравнения: 

а) 1,6х = 483,2;   

Ответ: 302 км - высота полета Гагарина. 

б) 109,78 : (х – 8,2) = 1,1; 

Ответ: 108 минут - длительность полета Гагарина.

Сообщение о полете.

МЛ 7 Перевод в десятичную дробь.

108 минут = 1 час 48 минут = 1,8 часа.

МЛ 8 Построение прямоугольника с заданными параметрами (известны площадь и периметр – вычислить стороны).

S = 24 см2, Р = 20 см (а= 6 см, b = 4 см)

МЛ 9 Графический диктант (ДА – галочка, НЕТ – палочка) на утверждения про действия десятичными дробями.

  1. Разделить на 0,5 то же самое, что и разделить на 2.
  2. При делении на 0,01 запятую надо переместить на два знака вправо.
  3. При делении на 100 число уменьшается.
  4. 20 м = 0,02 км.

IV. Подведение итогов урока.

Беседа о словах Гагарина: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!”

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие знания помогли узнать вам новую информацию?

- Нужна ли математика космонавтам? Для чего? Приведите примеры.

– Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке и выставите оценку.

Спасибо за урок! До свидания!

Ресурсы.

  1. http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2016/04/1592515_1.jpg
  2. http://img.youtube.com/vi/fwh9TLR5HZo/0.jpg
  3. http://svetvmir.ru/wp-content/uploads/2015/09/planeta-Zemlya.jpg
  4. http://www.stihi.ru/pics/2013/11/25/1745.jpg
  5. https://pbs.twimg.com/media/CLtfbexW8AAHK7v.jpg
  6. https://ru.wikipedia.org/