Внеклассное мероприятие "Летопись природы родного края". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: формирование экологической культуры детей.

Задачи:

  • познакомить детей с проблемами окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;
  • Развивать познавательный интерес, научить видеть необычное в привычном;
  • Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Демонстрационный материал: выставка марийских писателях, музыкантах, художниках, физическая карта России; фотовыставка «Животные, растения и птицы».

Ход внеклассного занятия

Учитель: Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни, отдыха и трудовой деятельности.

Человек – часть природы.

1 ученик: Чарами марийской природы проникнута поэзия Сергея Чавайна, Валентина Колумба. Величие и красоту природы передаёт музыка Якова Эшпая, Сергея Макова; живопись Зосима Лаврентьева, Павла Горбунцова.

2 ученик: Среди регионов Российской Федерации, удивительно красив Марийский край! Щедры его луга и нивы, леса и озёра. А как богат животный и растительный мир  Республики Марий Эл!

3 ученик: Непререкаема необходимость бережного отношения к природе. Природные ресурсы, используемые человеком, нуждаются в охране. Вырубка леса лесные пожары, добыча полезных ископаемых и распашка земель всё больше и больше меняют облик природных комплексов. Всё труднее отыскать не изменённые человеком участки. Красота, разнообразие и богатство природы, сохранение всех ценностей обеспечиваются, прежде всего, созданием заповедников, заказников и живых памятников природы.

Учитель: Мы с вами собрались сегодня, чтобы поговорить о проблемах охраны природы Республики Марий Эл. А точнее речь пойдёт об особо охраняемых природных территориях. Ежегодно в нашей стране с 17 по 25 апреля проводится акция «Марш парков», которая призвана привлечь внимание общественности к особо охраняемым природным территориям, оказать практическую помощь в очистке территорий от мусора.

4 ученик:

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
И темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли. Человек?
(Андрей Платонов) 

5 ученик: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянно и неуклонно возрастающее влияние человека на растения и животных привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро меняется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов животных и почти 100 видов птиц.

6 ученик: Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство создаёт охраняемые территории, заповедники и заказники, национальные парки. Ещё в середине прошлого века Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах растений и животных. В 1966 году собранные первые данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».

7 ученик: Уже в древние времена люди создавали законы об охране природы. Историки обнаружили государственный закон об охране лесов царя Древнего Вавилона Хаммурапи.  Четыре тысячи лет тому назад, леса разбивались на отдельные участки и охранялись лесниками. Несколько столетий тому назад в Монголии закон Хабилая запрещал охоту на зверей и птиц в период размножения. 2250 лет тому назад, закон индийского царя Ашоки запрещал убивать детёнышей животных, не достигших шестимесячного возраста, беременных самок, а также целый ряд животных и птиц.

8 ученик: До 1915 года в России было несколько частных и общественных заповедников: Аскания-Нова, Лес-на-Ворске, Вайна, Кедровая Падь. А в 1915 и 1916 годах были созданы первые охотничьи (соболиные) заповедники Саянский и Баргузинский.
(Показать на физической карте России.) 

9 ученик: Особо охраняемые природные территории – это участки суши, водного или воздушного пространства, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования из-за особого природоохранного или иного значения для сохранения биологического разнообразия. На них устанавливается особый режим охраны. В зависимости от назначения и строгости режима охраны, особо охраняемые природные территории делятся на следующие типы: заповедники, заказники. Национальные парки, ботанические сады и памятники природы.

Учитель: Заповедник – это участок территории со всеми находящимися в его пределах природными объектами, полностью и навечно исключённый из любой хозяйственной деятельности и находящийся под охраной государства. На таких территориях полностью запрещён отлов и отстрел зверей, сбор ягод, грибов, цветов. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. В России более 90 заповедников. Самые крупные из них (площадью более 1,5 млн. га) – Таймырский и Усть-Ленский. (Приложение)
 
10 ученик:

А в Республике Марий Эл-это заповедник «Большая Кокшага». Этот заповедник был создан 14 марта 1993года. Здесь есть уникальные дубравы (Леса, состоящие только из дубов), редкие растения и животные. Его создали для охраны территории, проведении исследований. У заповедника есть своя эмблема-это медведь, и это не случайно, здесь обитает  много медведей.

Основная задача заповедника–полное невмешательство человека в жизнь природы. Главной достопримечательностью заповедника являются растения. Есть такое определение флора. Флора - это исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию В лесах, на лугах и болотах произрастает более 700 видов растений, а это около половины всех, известных в Республике Марий Эл. Леса занимают 95% территории заповедника. Преобладающее место принадлежит сосновым лесам. Березняки, вторые по занимаемой площади, возникли на местах сгоревших или вырубленных сосняков. Поистине облик дремучих сибирских лесов придают заповедным лесам ельники.

На территории заповедника есть растения, которые занесены в Красную книгу Марий Эл.

Учитель:

Заказник – территория (акватория), на которой, в отличие от заповедника, временно запрещается использование каких-либо видов природных ресурсов (полезных ископаемых, растений, животных). Существует лесные, ихтиологические, орнитологические и другие виды заказников. Заказники закрываются после восстановления численности популяции животных, восстановления ландшафтов и т.д.

На территории Марий Эл есть девять заказников: Лебедань, Емешевский, Горное Заделье, Тогашевский, Каменная гора, Кумьинский, Маръерский, Моркинский и Холодный ключ.

11 ученик:

На территории Мари-Турекского района в 2002 году был создан Государственный биологический заказник республиканского значения «Холодный ключ», общей площадью 123,3 гектара.

Заказник «Холодный ключ» имеет важное средообразующее, природоохранительное, научное и просветительское значение, образован на бессрочный период.

Главной целью является сохранение, восстановление и изучение популяций редких растений: живокости клиновидной, зеленчука жёлтого, лилии кудреватой; медуницы мягкой и осоки горной.

Задачи заказника: Сохранение и восстановление лесного и природного комплекса; обеспечение установленного режима охраны популяций редких и исчезающих видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Марий Эл.

12 ученик: Чтение стихотворения Полины Тетериной «В лесу».

Брожу в лесу, а сосны, словно свечи!
Мой храм –молюсь я небу, ветру, роднику..
Даруй нам, Боже, мир на белом свете,
В сердца наши верни любовь и доброту.
Десяток лет назад «Холодный» украшала-
Цветок прелестный!-нежная купава,
Расти любила у воды купальница,
Головкой солнечной все взгляды привлекала,
Все рвали, и… купальницы не стало.
Ко мне подруги в ярких сарафанах
Спешат, а у внучат восторг:
«Мы ландыш не сорвали, пусть цветёт!
И муравьи друзья нам-санитары!»
День ото дня жизнь постигают дети,
А я молю-в двухтысячном году
Даруй нам, Боже, мир на белом свете,
В сердца наши верни любовь и доброту.
Нас освежал родной Холодный ключ
От суеты, от мелочей, от зноя,
Холодный ключ, тобою я лечусь,
Чтоб стать мудрей, сильней душою.

Учитель: Национальный парк – территория, на которой сохранены природные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которая используется для отдыха человека. Территории национальных парков достаточно обширны – от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров. В них включаются как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, туризма, пропаганды экологических знаний. Территории национальных парков полностью исключены из какой-либо промышленной деятельности. В России более 30 национальных парков. Самыми известными из них являются «Сочинский», «Валдайский», «Лосиный остров». У нас в республике национальный парк «Марий Чодра».

13 ученик:

На территории Марий Эл находится национальный парк «Марий Чодра». «Мари́й Чодра́» (луговомар. Марий Чодыра, в переводе «Марийский лес») — национальный парк в юго-восточной части республики Марий Эл, недалеко от границы с Татарстаном.  Находится на территории Волжского,  Звениговского, Моркинского районов республики. Национальный парк организован в декабре 1985года. Площадь его-36,6 тысячи гектаров.

Национальный парк «Марий Чодра» — один из красивейших уголков нашего государства, жемчужина марийского края. Его визитной карточкой по праву являются чистейшие озера и родники, полноводные реки, леса с их разнообразием растительного и животного мира. Территория национального парка  включает в себя природные комплексы и объекты Среднего Поволжья, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

Учитель: Памятники природы – это природные объекты (уникальные или типичные для данной территории), ценные в научном, культурном, эстетическом и воспитательном значении. Это могут быть уникальные деревья, старинные парки, пещеры, необычные родники, скалы, водопады, овраги с редкими видами растений и другие. В Марий Эл 56 памятников природы.

14ученик: Зоологический памятник природы  «Ирека» включает реку Иреку от её истока на южной окраине деревни Юмочка до впадания в реку Уржумку без притока. Этот зоологический пямятник природы республиканского значения республики Марий Эл создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса обыкновенного и его местообитания.

15ученик: Хариус относится к семейству лососевых. Характерны для него жировой плавник позади спинного, вальковое тело и плотно сидящая чешуя. Это одна из красивейших рыб по окраске. Парные плавники оранжевые, а непарные фиолетовые с тёмными пятнышками. Серовато-зелёная, светло-серые с продольными буроватыми полосками бока, серебристое брюшко. Эта рыба ведёт дневной образ жизни и кормится исключительно днём. Основу её пищи составляют насекомые, падающие в воду с ветвей, нависших над рекой деревьев, почему хариус и любит держаться в таких местах. Поедает он также мошкару, личинок водяных насекомых и водяных улиток. Кроме того, он истребляет икру других рыб. Не случайно там, где живёт хариус, другие рыбы встречаются редко.

Учитель: Ботанический сад в г.Йошкар-Оле создан в 1939 году, ботанический сад относится к памятникам природы. Участок естественного лесного ландшафта, служащий одновременно учебным и научно-экспериментальным стационаром лесохозяйственного факультета Марийского государственного технического университета. Располагается на площади около 71 га.

16 ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
(Михаил Дудин) 

17 ученик: В нынешнюю эпоху научно-технического прогресса, когда с каждым годом в промышленное использование вовлекается всё больше природных ресурсов и буквально на глазах меняется облик Земли, очень важно сохранить в неприкосновенном виде отдельные особенно ценные уголки и объекты природы, которые бы долгие годы служили своеобразными эталонами наших природных богатств.

18 ученик:

Времени крутые повороты,
Радость Вдохновенья и Работы,
Древнего родства живые свойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость Жизни, Молока и Хлеба,
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! Всё доброе приемлю,
Только берегите эту Землю!
(Михаил Дудин)

Список используемых источников.

1. Жиренко О.Е., Киселева Т.В., Лапина Е.В. Я-гражданин России! Москва «ВАКО». 2006. с.18-22

2. Пекпаев А.А. Родной край., Йошкар-Ола, 1992. С.91-92

3. Тетерина П.И. О, жизнь моя-дороги, вехи…, Йошкар-Ола, 2002. с.39

http://komanda-k.ru/Марий Эл/ Памятники-природы-Республики-Марий-Эл