В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска новых методов и приёмов коррекции и профилактики речевых нарушений, которые были бы не только интересны детям, но и легко осваиваемые родителями.
Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия, который используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как ринолалия, дизартрия, в том числе, и её стёртые формы, заикание, нарушения голоса, а также в целях профилактики речевых расстройств у детей в доречевой период развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. [3]
В ходе проведения логопедического массажа обязательно нужно обратить внимание на противопоказания. Прежде чем начать работу с ребенком, нужно провести беседу с мамой и собрать анамнез.
В поиске эффективных инструментов для массажа нашла методику Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками» (Фото 1), который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет. (Фото 2)
Фото 1
Фото 2
Преимущества этого массажа:
- ложки есть в каждом доме;
- с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны;
- ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;
- массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
- ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;
- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;
- делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Задачи логопедического массажа ложками: (Фото 3)
Фото 3
- Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы;
- Стимуляция проприоцептивных ощущений от положения своего тела в пространстве;
- Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора;
- Улучшение качества артикуляционных движений;
- Сокращение или предоставление рецидивов (после болезни или летнего отдыха);
- Помощь в ликвидации или асимметрии лица;
- Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.
Сказка для массажа «Веселый поезд» (автор Омышева К.В.)
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад)
Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру языка внутренней стороной ложки)
Ехал с горы да на гору - (Перевернуть ложку скатываемся с языка как с горки сверху вниз)
Вверх да вниз 2 р.
Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки) (Фото 4)Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки)
Пришли куры поклевали – 3 р. («Приклеивание» ложки по центру языка внутренней стороной )
Пришли гуси пощипали- 3 р. («Приклеивание» ложки по центру языка внутренней стороной взять ложку меньше )
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко (поглаживание ложкой по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание силиконовой ложечкой боковых краев языка)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)
При обследования детей на начальном, промежуточном и итоговом этапах можно увидеть положительную динамику развития и укрепления мышц речевого аппарата.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что логопедический массаж ложками оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Список литературы.
- Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст] / М.: Астрель, 2008. – 190 с.
- Блыскина, И.В., Ковшиков, В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств [Текст] / И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. СПб., 2005. – 16 с.
- Дьякова Е.А. Логопедический массаж [Текст] / Е.А. Дьякова. М.: Астрель, 2005.– 96 с.
- Крупенчук, О.И. Логопедический массаж ложками [Текст] / О.И. Крупенчук - СПб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 48 С.