Цель: обобщить знания выпускников начальной школы по русскому языку; проверить уровень сформированности практических навыков.
Задачи:
Предметные:
- активизировать познавательную активность обучающихся;
- научить применять полученные знания на практике;
- обобщить материал как систему знаний
Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность
Формы обучения: путешествие, “ищу ошибки”, “преднамеренные ошибки”, “мозговой штурм”
Межпредметные связи: литература, природоведение
Планируемые УУД:
- Личностные: нравственно-этическое оценивание, самоопределение;
- Познавательные: установление причинно-следственных связей;
- Коммуникативные: владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; умение проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Регулятивные: формирование ситуации рефлексии и самодиагностики; формулирование и удерживание учебной задачи
Ход урока
I. Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Однажды человек решил проплыть вокруг земного шара, облететь вокруг Земли. Что совершили эти смелые и отважные люди? Какое существительное объединяет эти действия? (Путешествие)
II. Мотивационный этап
Слово учителя: Вашему классу прислали необычное видео письмо. Предлагаю его посмотреть. (Демонстрация презентации)
(Слайд 1) Привет, ребята! Я рад пригласить вас в увлекательное путешествие в бездонные космические тайны русского языка. Вы, как настоящие космонавты, во время путешествия должны будете вести личные бортовые журналы. (Обращается внимание на бортовой журнал).
Предлагаю проверить вашу готовность к путешествию: если вы сумеете ответить на вопрос, то узнаете мое имя.
(Слайд 2) “Как называют человека, который любит много говорить?” (Говорун). Только я не человек, а птица. Итак, знакомство состоялось. Все готово к старту. Как говорил Юрий Гагарин, “Поехали!” (Слайд 3)
III. Актуализация изученного материала в разделе “Орфография”
(Слайд 4) Первая остановка в нашем путешествии – планета “Орфографос”. (Обращаются к бортовому журналу и заполняют его).
(Слайд 5) Задание: устраните ошибки, которые совершил космический пират в данном тексте.
Надев скофандр, касманафт поднялся на карабль. Взглянул в паследний раз в иллюминатор и услышал команду “На старт”.
Ракета задрожала и стала поднимаца в небо. Через несколько часов она оказалась на арбите.
Слово учителя: Молодцы! Космическому пирату не удалось вас запутать. Пока мы летим к другой планете, предлагаю вас отгадать загадки и отгадки записать в тетрадь.
Загадка первая:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то – не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (СОЛНЦЕ)
Загадка вторая:
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (ЮПИТЕР)
Актуализация изученного материала в разделе “Фонетика”. (Обращаются к бортовому журналу и заполняют его).
(Слайд 7) Слово учителя: Мы оказались на планете “Фонос”
(Сладй 8) Задание: Составьте транскрипции слов Юпитер, Солнце, орбита..
(Слайд 9) Задание: Расположите слова в алфавитном порядке: иллюминатор, планета, корабль, галактика, космонавт, комета, скафандр, астероид.
(Астероид, галактика, иллюминатор, комета, корабль, космонавт, планета, скафандр)
Задание: найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Иллюминатор, корабль)
Слово учителя: Вы успешно справились с заданиями, и мы продолжаем путь. Вот и новая загадка:
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (СПУТНИК)
Актуализация изученного материала в разделе “Лексика, морфемика”. (Обращаются к бортовому журналу и заполняют его).
(Слайд 10) Слово учителя: На нашем пути новая остановка – планета “Лексис”, но у этой планеты есть спутник “Морфемикус”. Жителями планеты являются слова, каждое из которых имеет свое значение.
(Слайд 11) Задание: определите, каково значение слова СПУТНИК?
(Слайд 12) (Спутник – 1. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. 2. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 3. Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную орбиту с помощью ракетных устройств)
Как называется слово, у которого несколько значений? (МНОГОЗНАЧНОЕ)
Вспомните, что такое синонимы? (СИНОНИМЫ – это слова одной и той же части речи близкие по своему лексическому значению)
(Слайд 13) Задание: Подберите синонимы к словам: гуманоид, корабль. (Гуманоид – инопланетянин, корабль – ракета)
(Слайд 14) Задание: выполните морфемный разбор слова СПУТНИК. (с/пут/ник/-)
Слово учителя: Мы снова отправляемся в путь, а скоротать его нам помогут загадки:
Загадка первая:
Есть окошко в корабле -
“Челленджере”, “Мире”.
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире.
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (ИЛЛЮМИНАТОР)
Загадка вторая:
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (КОМЕТА)
Актуализация изученного материала в разделе “Морфология”. (Обращаются к бортовому журналу и заполняют его).
(Слайд 15) Слово учителя: Наш корабль оказался на планете “Морфос”. На данной планете обитают части речи русского языка.
(Слайд 16) Задание: Запишите предложение, определите в нем части речи; опираясь на морфологические признаки, вам необходимо будет назвать часть речи.
Любознательный Говорун торопливо выглянул в иллюминатор и увидел комету.
1) Какое слово имеет признаки: 2 скл., м.р., нариц., употреблено в вин.п., ед.ч. (ИЛЛЮМИНАТОР)
2) Какое слово имеет признаки: 2 спр., сов.в., употреблено в пр.вр., м.р., ед.ч. (УВИДЕЛ)
3) Какое слово в предложении употреблено в им.п., ед.ч., м.р. (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ)
(Слайд 17) Слово учителя: Мы с вами уверенно приближаемся к финалу нашего путешествия, осталось посетить только одну планету “Синтаксис”.
Вопрос классу: А что изучается в разделе “Синтаксис”? (СИНТАКСИС – раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение)
Актуализация изученного материала в разделе “Синтаксис”. (Обращаются к бортовому журналу и заполняют его).
(Слайд 18) Задание: образуйте словосочетания “прил.+сущХ.”: солнце-затмение, космос-корабль, орбита-станция. (Солнечное затмение, космический корабль, орбитальная станция).
(Слайд 19) Задание: в записанном ранее предложении выделите грамматическую основу, второстепенные члены предложения. Составьте схему предложения.
Слово учителя: Молодцы! Осталось ответить на последний вопрос: как называется наша планета, к которой мы так стремились и должны стремиться все школьники. Отгадать ее название вам поможет загадка: “На базаре не найдешь, на весах не взвесишь”, “Школы не просто здания, в школах получают ...” (ЗНАНИЯ)
IV. Рефлексия
Слово учителя: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам осталось только оценить свои ощущения от работы на уроке. Для этого вам необходимо разместить на небосклоне жёлтую звёздочку, если вам всё понравилось; комету, если что-то вам не понравилось; черную дыру, если на уроке вам всё не понравилось.
Список ресурсов:
- http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-planetu
- http://deti-i-vnuki.ru/zagadki-dlya-detey-o-kosmose
- http://www.miloliza.com/94-zagadki-dlya-detej/3192-zagadki-pro-kosmos.html
- http://www.rusaying.ru/narodnye-zagadki/zagadki-o-znanii-knige-shkole.html