Тип урока: урок отработки умений и рефлексия. (2 из 2)
Цель:
- Предметная: закрепить и при необходимости корректировать знания по теме “задачи на части”, отработать умение решать задачи на части, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе;
- Личностная: содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке; развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности, формировать доброжелательное отношение к иному мышлению;
- Метапредметная: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, находить вариант решения учебной задачи; уметь определять цель и задачи учебной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
2. Самоопределение к деятельности/мотивация. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
3. Актуализация. Цель: актуализировать представление о задачах на части.
4. Локализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
5. Построение плана по разрешению возникших затруднений. Цель: выбор способов и средств реализации коррекционной деятельности на основе затруднений.
6. Реализация на практике выбранного плана. Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умений правильно применять соответствующие способы действий.
7. Обобщение затруднений. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
8. Осуществление самостоятельной работы. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
9. Включение в систему знаний и повторений. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
10. Осуществление рефлексии. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности.
11. Инструктаж о домашнем задании.
Ход урока
1.Приветствие учеников и гостей урока
2. Где в жизни применяются задачи на части? Беседа о значимости этих задач в жизни.
3. Мы с вами такие задачи уже решали на прошлом уроке. Так какая же цель сегодняшнего урока? (Учащиеся ставят цели, совместно обсуждая с учителем и одноклассниками) Давайте вспомним, какое важное условие, которое не оговаривается, но принимается по умолчанию в решении задач на части? (Все части равны между собой.) Что, первым делом, необходимо найти при решении задач на части? (сколько составляет одна часть). (СЛАЙД) Сегодня на урок я принесла для вас два мешочка. В одном мешочке 12 конфет, я решила их раздать поровну 6 ученикам. Сколько конфет достанется каждому ученику? Сколько конфет достанется 4 ученикам? Сколько конфет составляет одна часть? Сколько частей? (Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы)
В другом мешочке карандаши. Я планировала раздать 5 ученикам по 2 карандаша. Как определить, сколько карандашей у меня в мешочке? Сколько карандашей составляет одна часть? Сколько частей? Как определили? (Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы)
4. Предлагаю Вам самостоятельно решить следующие задачи для того, что бы узнать, как хорошо мы умеем решать задачи на части. Время 5-7 минут.
Самостоятельная работа № 1
Сплав состоит из олова. На 5 частей олова приходится 2 такие же части свинца. Ответьте на вопросы:
1. Сколько граммов олова содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г свинца?
2. Сколько граммов свинца содержит кусок сплава, в котором содержится 70 г олова?
3. Сколько граммов свинца в куске сплава массой 210 г?
4. Сколько граммов олова в куске сплава, в котором свинца на 210 г меньше, чем олова?
Итак, время вышло. Давайте проверим. (На слайде высвечиваются решения и ответы.) Разберем, какие ошибки были допущены и почему. (При возникновении затруднений в решении, учитель задает наводящие вопросы, корректируя ход решения. На ошибки не указывает, а дает возможность найти и исправить ошибки с помощью вопросов самостоятельно)
5. Для того, что бы решить наши затруднения, что нам необходимо повторить и на какие вопросы ответить? (учащиеся задают вопросы, а учитель адресовывает эти вопросы ученикам.) (“А ты как думаешь?”, “Как ты считаешь?”, и т.д.) Разбор алгоритма решения задач на части.
Алгоритм решения задач на части:
1. Вычисление одной части;
2. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.
6-7. Итак, отработаем наши затруднения при решении следующих задач. (СЛАЙД с задачами.) (Учащиеся у доски решают задачи с подробным объяснением хода решения задач. При затруднении учитель задает вопросы для поиска решения затруднений.)
Задачи:
1. Шоколадные конфеты составляют 2 части, карамель – 4 части, ириски – 3 частей всех конфет. Определите массу всех конфет, если масса ирисок и карамели – 210 грамм.
2. В плацкартном вагоне в 3 раза больше спальных мест, чем в мягком вагоне. Всего в плацкартном и мягком вагонах 72 спальных места. Сколько спальных мест в мягком вагоне?
3. Ученик купил тетрадей в клетку в 4 раза больше, чем тетрадей в линейку. Причем тетрадей в клетку было на 18 больше, чем тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей купил ученик?
8. Теперь сможем решить подобные задачи лучше, чем в начале урока? Самостоятельное решение задач с последующей проверкой и качественной оценкой. 5 минут.
Самостоятельный тест:
ТЕСТ
1. Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо грамм сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого?
А) 600 Б) 300 В) 200
2. Для компота берут 2 части яблок и 3 части абрикосов. Сколько граммов яблок надо взять для 600 г абрикосов?
А) 200 Б) 240 В) 400
3. Для спортивного клуба купили 80 больших и маленьких мячей, причем больших в 4 раза меньше, чем маленьких. Сколько купили больших мячей?
А) 16 Б) 20 В) 64
Проверка теста: на слайде высвечиваются ответы. Первый и второй ответ верные, а третий с ошибкой. Учащиеся ставят под сомнение свой ответ и ответ, предложенный учителем и находят верный ответ с помощью наводящих вопросов учителя.
9. Ну и на закрепление изученной темы предлагаю составить задачу по предложенной схеме в парах и решить ее. На это задание вам отводится 3 минуты. После чего выслушаем ответы. Результат: у каждого одни и те же ответы, хотя задачи у каждого свои. Почему? (схема одна и та же)
10. Итак, какого вида задачи мы сегодня решали с вами на уроке? И дома для отработки этих умений вам следующее задание: составить и решить задачу на части мальчикам – для планирования бюджета семьи на месяц; девочкам – для изготовления крема для лица или шампуня.
11. Рефлексия. Давайте вспомним, какую цель мы ставили на сегодняшний урок? Достигли ли мы ее и почему? (Учащиеся рассуждают) Ответьте на вопросы: 1. Что сегодня на уроке было самым трудным? 2. Что было легче всего? 3. Что было самым интересным? (Спросить нескольких учащихся по желанию.)