Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основные понятия: Квадратное уравнение, способы решения квадратных уравнений, свойства коэффициентов квадратного уравнения.
Ресурсы и оборудование:
- Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло. – М.: Просвещение.
- Документ-камера.
- Оборудование системы голосования «Живой опрос»
- Мультимедийная презентация.
- Карты для оценивания урока.
- Карточки-задания.
Организация пространства: Фронтальная, групповая, парная.
Ход урока
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: создать деловой настрой для занятия, условия для возникновения трудностей при изучении данной темы и смотивировать обучающихся в необходимости изучения новой темы. |
|||
Выберете из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению на начало урока (см. приложение).
Сегодня на уроке, ребята, нам придется согласиться или опровергнуть слова английского математика Сойера, для этого я Вам предлагаю пройти тест системы голосования «Живой опрос». (На выполнение каждого задания отводится не более 30 сек (включен таймер). Первые семь заданий теста ученики выполняют без проблем, это вопросы устного характера, а на последние три – им не хватает времени, т.к. чтобы выполнить их, необходимо найти дискриминант квадратного уравнения, а потом вычислить его корни, это займет минимум – 1 минуту. Перед учениками возникает проблема: из 10 заданий они выполнили максимум 6-7 из-за нехватки времени) Ребята, почему у вас такие результаты за тест? Значит, существуют более эффективные способы, которые позволят решать некоторые квадратные уравнения быстрее. Какова задача нашего урока? Для этого я предлагаю Вам поработать в группах. |
Приложение 1. Тест |
Слушают учителя, выполняют тест, отвечают на вопросы учителя. Заполняют маршрутный лист (Приложение 3).
Не хватило времени. Вывести эти способы. |
Предметные: Уметь сосредоточиться на определенном вопросе по математике УУД: Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: обеспечить выполнение учащимися учебных действий; организовать работу по решению квадратных уравнений. |
|||
Заполните таблицу и сделайте выводы. Раздает ученикам карточки с данными свойствами, которые необходимо вклеить в тетрадь (экономия времени на уроке). |
Работа в группах. Формулируют способы. Заполняют таблицу. (После того, как ученики поработали (5-7 мин), один обучающийся из группы выходит к доске и объясняет свойство, которое было ими сформулировано. (На данном этапе урока используется документ-камера. На экран выводится результат работы каждой группы, что экономит время, т.к. не нужно делать лишних записей на доске). Анализируют работу другой группы. Заполняют маршрутный лист. |
Предметные: Уметь выявить аналогию предметных действий, анализировать собственную учебную деятельность. УУД: Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по правилу, использовать математический язык для письменного решения уравнений. Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других, выражать мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы. |
|
3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: организовать работу по выбору уравнений и их решению |
|||
Из приведенных квадратных уравнений выберите те, которые можно решить с помощью свойств, изученных на уроке, и найдите их корни. (На данном этапе используется мультимедийная презентация для проверки выполнения этого задания) |
|
Выбирают уравнения и обсуждают выбор. Заполняют маршрутный лист. |
Предметные: Уметь выбрать квадратные уравнения для решения с помощью данного способа УУД: Познавательные: уметь работать по правилу. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы. |
4. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: научить решать уравнения с помощью данных способов |
|||
Решите уравнение. (Работа в парах) (На данном этапе используется мультимедийная презентация для проверки выполнения этого задания) |
|
Решают данное уравнение в паре и проверяют с помощью слайда. Заполняют маршрутный лист. |
Предметные: Уметь решать уравнение, применяя новые полученные способы решения УУД: Познавательные: уметь использовать математический язык для оформления письменного решения уравнений Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию Регулятивные: уметь работать по алгоритму |
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимся собственной учебной деятельности |
|||
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли мы ее? Почему? Согласны ли Вы со словами математика Сойера? |
Рассуждают. Делают выводы. Заполняют маршрутный лист. Оценивают свои результаты и выставляют соответствующую отметку. |
УУД: Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
|
6. Этап постановки домашнего задания Цель: выставить отметки по итогам урока |
|||
Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся |
Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости |
Предметные: Уметь выявлять аналогию предметных действий УУД: Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |