Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Пояснительная записка

"В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.

кологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у дошкольников экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе к тем потенциально – возможным уровнем, на достижение которого ориентированы цели экологического образования дошкольника.

Цели и задачи:

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольника. Конкретная цель экологического воспитания может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к познанию природного и социального окружения человека. Итак, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, а также:

  • Развитие осознания ребенком собственного «Я», как части природы;
  • Создание экологически- благоприятной среды на территории ДОУ для реализации приоритетного направления
  • Способствование воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии;
  • Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой, развитие представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;
  • Создание оптимальных условий по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности посредством акций, развлечений, игр, используя нестандартные формы решения проблемных ситуаций.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Способствование формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
  • Формирование у детей видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

Инновационный потенциал проекта: Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Инновационная деятельность в нашем ДОУ реализуется через особые тематические проекты, которые направлены на работу педагога с детьми по основным разделам программы воспитания и обучения в детском саду. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников.

Участники проекта: дошкольники 5-7 лет, педагогические работники ДОУ №100, родители воспитанников.

Тип проекта: Практико-ориентированный, исследовательский. Информация, знания, впечатления находят свое отражение в различных видах деятельности.

Этапы проекта:

  1. Аналитический и подготовительный –
    1. Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей.
    2. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
    3. Определение цели;
    4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
    5. Повышение собственной профессиональной компетенции
  2. Организационный и основной -
    1. Проведение комплекса мероприятий;
    2. Взаимодействие с родителями.
  3. Заключительный и диагностический -
    1. Заключительный мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию.
    2. Проведение праздника-развлечения «Праздник эколят - молодых защитников природы»

Ожидаемый результат:

Повышение уровня знаний детей по экологии.

  • Полученные детьми знания, умения и навыки позволят ребенку грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с родителями.

Условиями успешного обучения являются:

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность ребенка
  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
  • Формы работы по реализации проекта:

  • Наблюдения, беседы и экологические экскурсии на экологическую тропу, созданную на территории ДОУ.
  • Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности.
  • Создание слайд-шоу и презентаций об охране природы;
  • Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.
  • Взаимодействие с международной Эко-школой - Зеленый флаг для успешной реализации проекта;
  • Конкурсы и акции;
  • Продуктивная деятельность; создание экологических проектов и ООД; детское творчество на основе полученных впечатлений от природы или деятельности человека
  • Опыты и экспериментирование в ДОУ - практическая познавательная деятельность с объектами природы;
  • Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией, впечатлениями.
  • Выпуск Экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников;
  • Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;
  • Эколого-познавательные акции и праздники в ДОУ.
  • Срок реализации проекта: 1 год.

    План-карта действий по реализации проекта «Мы - маленькие хранители природы».

    Время проведения

    Совместная деятельность педагога со специалистами

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Взаимодействие с семьей

    1 этап – Аналитический и подготовительный.

    1.

    август

    1. Создание нового экологического совета на учебный год.
    2. Составление плана работы
    3. .Подбор методической и художественной литературы, пособий.
    4. Создание краткосрочного проекта «Игрушки из бросового материала своими руками»

    1. Мониторинг формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
    2. Начало ведения экологических дневников.

    1. Анкетирование родителей, педагогов «Экологическое образование в семье».
    2. Проведение родительского собрания.

    2

    сентябрь

    1. Экологический совет на тему «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания».
    2. Заключение договора с ООО «Поволжская экологическая компания на оказание комплекса услуг в области экологии.

    1. Определение проблематики загрязнения окружающей среды, просмотр короткометражных видеофильмов, беседы.
    2. Чтение художественной литературы.
    3. Наблюдения в природе с записью в экологический дневник.
    4. Дидактические игры.
    5. Экспериментирование «Нефтяная речка».

    Консультация для родителей об экологическом воспитании дошкольников.

    2 этап – Организационный и основной

    1

    Октябрь

    1. Организация конкурса «Краски парков и скверов Татарстана»
    2. Организация цикла занятий на тему «Природа Татарстана», «Наш дом-Земля!», «Мусор земле не к лицу».
    3. Цикл наблюдений за сезонными изменениями на территории ДОУ.
    4. Цикл практических дел:
    - опытно-исследовательская деятельность «Волшебница-вода»

    1. ООД «Не загрязняй природу», «Дети чистой планеты». Художественное творчество: рисование «Не загрязняй природу».
    2. Чтение художественной литературы Воронкова Л.Ф. «Как человек приручил растения», Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение», Фролова Н.Е. «Путешествие капельки».
    3. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность с детьми с записью в экологический дневник.

    1. Участие в совместном изготовлении альбомов «Краски скверов и парков Татарстана»

    2

    Ноябрь

    1. Проведение открытого семинара для воспитателей «Организация экологической деятельности в ДОУ»
    2. Организация краткосрочного проекта «Не навреди природе».
    3. Детско-родительский конкурс поделок из природного и бросового материала «Зимняя сказка».

    1. Разучивание стихов по теме проекта.
    2. Цикл бесед на тему «Правила поведения на природе».
    3. Опытно-исследовательская деятельность «Удивительные свойства воздуха».
    4. Сюжетно-ролевые игры «Мы-спасатели».

    1. Консультация для родителей «Прогулки на природу-основа здоровья ребенка», «Как научить ребенка беречь природу»
    2. Участие в конкурсе поделок «Зимняя сказка»

    3

    Декабрь

    1. Организация конкурса зимнего оформления участков совместно с родителями воспитанников.
    2. Организация конкурса кормушек «Покормите птиц зимой»
    3. Организация конкурса «Елочка – живи!»

    1. Работа в экологическом уголке.
    2. ООД на темы «Главная книга природы», «Охраняемые животные и растения Татарстана» «Заповедники Татарстана»
    3. Беседы «Сбережем нашу планету для будущего»
    4. «Сюжетно-ролевые игры «Ветеринар», «Лесничий».
    5. Наблюдение за птицами зимой.
    6. Театрализованные игры (игры-имитации) «Изобрази животное из Красной книги»

    Привлечение родителей к изготовлению кормушек и елочек для птиц из различного и бросового материала.

    4

    Январь

    1.Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой» для родителей.

    1. Совместная продуктивная деятельность. Рисование «Деревья в инее». Лепка «Лебедь»
    2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу»
    3. Игры «На лесной опушке, собрались зверушки»
    4. Чтение художественной литературы «Приключение сосульки», «Маленький принц»

    Участие родителей в распространение памяток-листовок «Покормите птиц зимой»

    5

    Февраль

    1. Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома.
    2. Организация творческого семейного конкурса «Моя дорога в детский сад»

    1. Чтение литературы художественного и познавательного характера Е.Серова «Зеленая страна», М.Скребцова «Сказки матушки Земли», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
    2. ООД «Растения и животные моей республики», «Правила поведения на природе »
    2. Беседы «Чем богата Земля», «Посадим дерево»
    3. Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие»
    4. Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных»

    Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми

    6

    Март

    1 .Организация конкурса «Фоторамка своими руками».
    2. Организация цикла занятий и опытно-экспериментальной деятельности на тему «Растения- факторы жизни»

    1. Цикл бесед: «Человек и действия человека на природу» (положительные и отрицательные.
    2. Опытно-экспериментальная деятельность «Без воды и света нет жизни для растений»
    3. Просмотр видеофильма «Неживая природа (воздух, почва, вода- как факторы, влияющие на функционирование живых организмов»
    4. Праздник-развлечение «В гостях у лесовичка»

    Привлечение родителей к конкурсу «Фоторамка своими руками» из бросового материала

    7

    Апрель

    1. Организация конкурса среди педагогов ДОУ на лучшую сюжетно-ролевую игру своими руками»
    2. Организация акций «Чистая среда», «Трудовой десант».
    3. Участие во всероссийском конкурсе для дошкольников «Прикоснись к природе сердцем».
    4. Организация экологического праздника «День Земли» с освещением в СМИ

    1. Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?»
    2. Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора»
    3. Творческая мастерская «Вторая жизнь отходам»- продуктивная деятельность.
    4. Просмотр и обсуждение презентаций на тему загрязнения окружающей среды.
    5. Экспериментирование «Свалка и дождь»

    1.Участие в акции-субботнике по благоустройству территории ДОУ.
    2.Участие родителей в сборе макулатуры.

    8

    Май

    1. Оформление стенда « Мы-маленькие защитники природы».
    2. Проведение консультации для воспитателей «Человек и природа».

    1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе, учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
    2. Д/и «Определи дерево по листочку».
    3. Высаживание вместе с детьми семян цветов на групповом участке

    Участие в озеленении группового участка вместе с детьми.

    9

    Июнь

    Творческий отчет педколлектива ДОУ о проведенных мероприятиях, обобщение результатов членами экологического совета ДОУ.

    1. Продуктивная деятельность: Рисование рисунков с природохранными знаками.
    2. Экспериментирование «Кораблекрушение», с целью наглядно показать как уровень вредных веществ может навредить обитателям воды.

    Участие в составление с детьми книжки-малышки «Правила друзей природы»

    3 этап – заключительный и диагностический

    1

    Июль

    1.Оформление стенда с фотографиями для родителей по результатам экологического проекта

    Закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Анализ достижения целей и результатов проекта. Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта.

     

     Проведение экологических акций стало хорошей традицией нашего детского сада. Хочется верить, что наши дети когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому. На всю жизнь сохранят любовь к миру природы.

    Проведенные мероприятия в 2016-2017 уч.году:

    • Детско-родительский конкурс «Поделки из бросового материала»;
    • Акция «Посади дерево», с участием педагогов, воспитанников и родителей;
    • Открытые ООД по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию.;
    • Представление проектов, дидактических игр по экологии;
    • Конкурс экологических сказок с иллюстрациями с участием воспитанников и родителей;
    • Конкурс «Краски скверов и парков Татарстана», создание красочных альбомов с участием воспитанников и родителей;
    • Конкурс «Фоторамка своими руками» из бросового материала, приуроченный к Международному дню 8 Марта;
    • Конкурс «Лучшая сюжетно-ролевая игра своими руками», с участием педагогов и родителей воспитанников;
    • Акция «Цветочная фантазия» по озеленению летних участков и территории детского сада с участием педагогов, воспитанников и родителей;
    • Организация контейнеров для раздельного сбора мусора: бумаги и бытовых отходов;
    • Праздник-развлечение «День Земли»;
    • Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево» с участием педагогов, воспитанников, родителей и заинтересованной общественности с освещением в СМИ;
    • Праздник-развлечение «Праздник эколят - молодых защитников природы».

    Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

    В ходе реализации проекта «Мы-маленькие хранители природы» были достигнуты следующие результаты:
    - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
    - дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
    - появился интерес к явлениям и объектам природы;
    - научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

    Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

    Литература.

    1. Москва 2005. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
    2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
    3. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
    4. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.  Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
    5. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
    6. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
    7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
    8. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
    9. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
    10. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
    11. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA. – PRESS 1998.
    12. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002
    13. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
    14. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
    15. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011