Программное содержание:
- Закреплять умение чётко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о].
- Учить определять гласный звук в начале слова.
- Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
- Развивать зрительное, слуховое восприятие.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- схемы маски настроения, красные браслеты (по количеству детей), коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребёнок, Волшебные цветы (по количеству детей);
- символы гласных звуков – “звуковые мордочки” — индивидуальные карточки символов гласных звуков;
- письмо; предметные картинки (по количеству детей).
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, давайте оденем красные браслеты, посмотрим друг на друга и удивимся.
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
II. Основная часть
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию, надели красные браслеты. А почему мы выбрали именно красный цвет?
Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!
Соотнесение гласных звуков с конкретным образом
Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?
Дети: Гласный звук [а].
Логопед: Ребята, в коляске кукла Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубы. Какой звук она произнесет, держась за щёки?
Дети: Звук [о].
Логопед: Обнимем свои щёки тёплыми ручками, споём своим зубам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.
Дети: Тянут ниточку [оооооо].
Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.
Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.
Дети: [у].
Логопед: Давайте погудим громко, а потом тихо.
А вот кто приехал к нам на паровозе – жеребёнок. Давайте вспомним, как жеребёнок зовёт маму-лошадь.
Дети: [иии].
Логопед: Молодцы, тихо садимся на свои места.
Логопед: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.
Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у].
Логопед: Как называются эти звуки?
Дети: Гласные.
Логопед: Почему они гласные?
Дети: Их можно петь, во рту нет преграды и они обозначаются кружком красного цвета.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли Звуковики: АНЯ, ОЛЯ, УЛЬЯНА, ИРА.
Но они забыли, как кого зовут. Давайте им поможем.
- При произношении звука [а] рот у нас широко открыт, губы принимают форму большого круга.
- При произношении звука [о] губы у нас принимают форму маленького овала.
- При произношении звука [у] губы у нас сложены в трубочку и принимают форму маленького круга.
- При произношении звука [и] губы у нас в улыбке.
Как вы думаете, как зовут этого звуковика? Вспомните слова, на эти звуки. Молодцы.
Формирование направленного длительного выдоха
Логопед: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” цветы. Давайте попробуем их “расколдовать”.
Выйди на полянку,
И сорви цветок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Логопед: Дети, поднесите цветок к своим губам. Подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки).
Логопед: Все узнали свои картинки? Сейчас по-порядку, каждый из вас скажет, кто или что нарисовано на картинке и на какой звук начинается слово.
Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали и звук подобрали. А теперь положите цветы на стол и сядьте на свои места.
Логопед: Перед вами на столах символы гласных звуков. Я читаю стихотворение, а вы подбирайте нужные символы и выставляйте их по-порядку в ряд.
Как у нас Оля плакала – [о];
А как закричать – [а];
Паровоз как гудит – [у];
И как у нас жеребёнок маму звал – [и].
Развитие мелкой моторики
Логопед: Наши приключения ещё не закончились. Посмотрите, у наших Звуковиков есть ещё одна просьба к нам. Они принесли нам письмо.
И вот что они нам пишут логопед достает письмо и картинки из конверта:
Игра “Новоселы”
В нашей Стране гласных звуков построили дом для наших жителей. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.
Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить жителей Страны гласных звуков в их квартиры.
III. Итог занятия
Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали?