Игра-занятие "В стране веселых гласных звуков" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  • Закреплять умение чётко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о].
  • Учить определять гласный звук в начале слова.
  • Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • схемы маски настроения, красные браслеты (по количеству детей), коляска с куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребёнок, Волшебные цветы (по количеству детей);
  • символы гласных звуков – “звуковые мордочки” — индивидуальные карточки символов гласных звуков;
  • письмо; предметные картинки (по количеству детей).

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте оденем красные браслеты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!

II. Основная часть

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию, надели красные браслеты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Давайте вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а].

Логопед: Ребята, в коляске кукла Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубы. Какой звук она произнесет, держась за щёки?

Дети: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щёки тёплыми ручками, споём своим зубам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо].

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Дети: [у].

Логопед: Давайте погудим громко, а потом тихо.

А вот кто приехал к нам на паровозе – жеребёнок. Давайте вспомним, как жеребёнок зовёт маму-лошадь.

Дети: [иии].

Логопед: Молодцы, тихо садимся на свои места.

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у].

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды и они обозначаются кружком красного цвета.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли Звуковики: АНЯ, ОЛЯ, УЛЬЯНА, ИРА.

Но они забыли, как кого зовут. Давайте им поможем.

  • При произношении звука [а] рот у нас широко открыт, губы принимают форму большого круга.
  • При произношении звука [о] губы у нас принимают форму маленького овала.
  • При произношении звука [у] губы у нас сложены в трубочку и принимают форму маленького круга.
  • При произношении звука [и] губы у нас в улыбке.

Как вы думаете, как зовут этого звуковика? Вспомните слова, на эти звуки. Молодцы.

Формирование направленного длительного выдоха

Логопед: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь “заколдованы” цветы. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Выйди на полянку,
И сорви цветок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!

Логопед: Дети, поднесите цветок к своим губам. Подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки).

Логопед: Все узнали свои картинки? Сейчас по-порядку, каждый из вас скажет, кто или что нарисовано на картинке и на какой звук начинается слово.

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали и звук подобрали. А теперь положите цветы на стол и сядьте на свои места.

Логопед: Перед вами на столах символы гласных звуков. Я читаю стихотворение, а вы подбирайте нужные символы и выставляйте их по-порядку в ряд.

Как у нас Оля плакала – [о];
А как закричать – [а];
Паровоз как гудит – [у];
И как у нас жеребёнок маму звал – [и].

Развитие мелкой моторики

Логопед: Наши приключения ещё не закончились. Посмотрите, у наших Звуковиков есть ещё одна просьба к нам. Они принесли нам письмо.

И вот что они нам пишут логопед достает письмо и картинки из конверта:

Игра “Новоселы”

В нашей Стране гласных звуков построили дом для наших жителей. Нужно каждого жителя заселить в свою квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на этажах.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить жителей Страны гласных звуков в их квартиры.

III. Итог занятия

Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали?