“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний”.
Д.С. Лихачов.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурым компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патритота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками. На протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину.
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Поэтому, одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в целом, и каждого педагогического работника в отдельности, является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения дошкольников к духовным ценностям своего народа.
Работая по данному направлению, мы рассмотрели несколько путей введения этнокультурного компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения:
Включение этнокультурного компонента в инвариативное содержание путем “диффузии” и равномерного распределения по образовательным областям;
- введение в образовательный процесс на интегрированных занятиях;
- введение этнокультурной составляющей в программы дошкольного образовательного учреждения при организации дополнительного образования.
При организации образовательного процесса воспитателями осуществляется ценностная ориентация на одну из девяти общечеловеческих ценностей. Вся работа построена на народном календаре и народных сказках, так как фольклор может стать не только предметом изучения, но и частью детской жизни, делая её богаче, интереснее, красочнее и одухотворённее.
Так как учёт этнокультурной ситуации развития ребенка в федеральном государственном образовательном стандарте утверждён как один из основных принципов в дошкольном образовании, мы соблюдаем психолого-педагогические принципы обучения и воспитания, связанные с этнокультурным развитием: это:
- Принцип природосообразности
- Принцип доступности
- Принцип ориентации
- Принцип формирования целостной картины мира
- Принцип интеграции
Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в сочетании с такими принципами, как научность, системность, последовательность, прочность, связь обучения с жизнью, воспитывающая направленность воспитания и обучения, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.
В настоящее время дошкольникам предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей.
В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры наш детский сад опирается на
- базисную программу развития и воспитания детей в детском саду “Детство” (Т.И.Бабаева),
- программу “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.П.Князева, М.Д.Маханева),
- модифицированные учебные программы дополнительного образования, разработанные воспитателями нашего детского сада: “Я и мир вокруг”, “Истоки”.
Для успешной работы воспитателя в условиях этнокультурного компонента необходимо создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Опыт работы педагогов по реализации этнокультурного компонента указывает на необходимость включения в воспитательную систему четырех основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический.
Выстраивание воспитательно-образовательного процесса педагоги ДОУ осуществляют по следующим направлениям:
- организация предметно-пространственной этнокультурной среды
- введение современных образовательных технологий, методов, форм, средств реализации
- совершенствование этнопедагогической компетентности педагогов
- организация системы взаимодействия детского сада и семьи
Основная технология, используемая воспитателями в работе по вхождению дошкольников в культуру народов России и мира - это технология интегрированного обучения, а также:
- Игровые технологии
- Коллективные творческие дела
- ТРИЗ.
Наиболее эффективные методы, которые эффективно применяют воспитатели в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:
- Кросскультурный (сравнительно-исторический) метод
- Метод контраста
- Метод моделирования и реконструкции
- Метод проектов
- Метод воспитывающих ситуаций.
Для реализации перечисленных выше направлений используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
Чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, воспитатели, работающие в условиях реализации этнокультурного компонента, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду, в которой размещены:
- Многофункциональные уголки в группах: “Уголок ряженья”, “Уголок уединения”.
- Центр “Театр”, где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Произведения декоративно-прикладного искусства, живопись.
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы народов мира.
- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Огромную развивающую ценность имеют выставки этнокультурного направления, которые организуются воспитателями, которые организуются у нас в учреждении, назову некоторые из них.
- выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества;
- выставка “Пасхальное яйцо”, на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;
- выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;
- выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;
- тематические выставки “Дымково”, “Гжель”, “Хохлома” и др.
- выставка кукол “Куклы наших бабушек”, на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, куклы-закрутки. Увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).
Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.
Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и поз, жестов, прихлопываний, приступываний, мимики, слов, междометий важны в качестве формы переживания положительных, социально значимых состояний, снижения тревожности и усталости.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме воспитатели знакомят детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Подвижные народные игры проводятся чаще, чем обычно Особое внимание уделяется играм-драматизациям. Детей учат обыгрыванию потешки, небылицы, разыгрыванию сценок с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях в городском краеведческом музее детей знакомят с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.
Обеспечение качества реализации этнокультурного компонента невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом.
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Использование в самостоятельной деятельности русских народных подвижных игр.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
Таким образом, перед педагогами современности стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.