Тип урока: урок контроля ЗУН
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
- Метапредметные: поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
- Личностные: положительное отношение к правильной, богатой устной и письменной речи; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на нашем уроке! Наше занятие поможет нам проверить, чему же мы научились в течение этого учебного года.
II. Мотивационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и приступим к выполнению работы.
(инструкция выполнения работы на слайде)
Контрольная работа
Часть 1
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.
(1)Небо над головой в.сеннее. (2) В полях бегут шумные и г...в...рливые ручейки.
(3) Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (4) Река! Проснись! - журчат весёлые ручейки. (5) Тонкие веточки кустов у берега ни...ко наклоняются к реке и шепч...т Поиграй с нами река.
(6) Идёт весна по полям, гон...т тучи с в...сеннего неба, тёплым ветром дыш...т на реку, солнечными лучами согревает землю. (7) Тихий ш...рох и легкий звенящий шум проносится над рекой. (8) Это ломается лёд. (9) Солнце заб...рается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, ж...лтые огоньки. (10) И вот уже нет на реке прочного панциря (изо) льда. (11) Льдины плывут, ра...ходятся, (с, з)ближаются и со звоном ра...биваются.
(По В.Бианки.)
Прочитайте текст задания 1 и выполните задания 2–12.
2. Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________.
3. Какова главная мысль текста?
Ответ: _________________________________________________.
4. Из предложений 1–5 выпишите слова, которые передают шум весны.
Ответ: _________________________________________________.
5. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Ответ: __________________________________________________.
6. Из предложений 2–4 выпишите антоним к слову “низко”.
Ответ: __________________________________________________.
7. Из предложения 5 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффикс.
Ответ: ___________________________________________________.
8. Из предложения 6 выпишите прилагательные и определите их падеж и род.
Ответ: ____________________________________________________.
9. Выпишите грамматическую основу третьего предложения.
Ответ: ____________________________________________________.
10. Среди предложений 3–5 найдите предложения с прямой речью. Укажите номер этих предложений и составьте их схемы.
Ответ: ____________________________________________________.
11. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обращением. Укажите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________.
12. Из предложений 6-8 выпишите глаголы второго спряжения.
Ответ: __________________________________________________.
Часть 2
1. Как называется взаимная замена звуков в одной и той же морфеме в приведенных ниже словах?
- друг – дружба – друзья
- кормить – кормлю
- круг – кружок
- мрак – мрачный
Ответ: _______________________________________________________.
2. Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.
- Звено –
- инженер –
- жеребенок –
- край –
- друг –
- шофер –
3. Сформулируйте правило о правописании безударных окончаний глагола. Приведите примеры из текста.
Ответ: ______________________________________________________
4. Разберите слова по составу: “говорливые”, “кружатся”, “веточки”.
Ответ: _______________________________________________________.
5. Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
Помощ..., стереч.., горяч..., много задач..., жгуч..., пустош..., шалаш..., уж..., компот из груш..., собьёш...ся, береч..., кирпич..., из училищ...
Часть 3
1. Напишите 4-5 предложений о наступлении весны в нашем городе
Ответ: __________________________________________________________.
III. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое задание показалось вам наиболее интересным?
– Какие сложности у вас появлялись в ходе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Какое настроение у вас сейчас?