Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младшем возрасте. В ряде случаев при ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи. Важным критерием прогноза психического развития считаются условия обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Опираясь на основные принципы психокоррекции, следует отметить, что для детей с ограниченными возможностями игра приобретает особое значение. Она является основой всего процесса абилитации.
Д.Б. Эльконин указывает, что в игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребностью стать взрослым.
Таким образом, важнейшим средством, способствующим формированию у детей знаний и умений и коррекции высших психических функций, является игровое обучение.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Работая с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности, я пришла к выводу, что наиболее эффективными формами обучения является игровая деятельность.
Игровая деятельность вызывает у обучающихся желание достигнуть игровой цели и выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать окружающее, внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы как это требуется по условиям и правилам игры.
Игровая деятельность используется на всех этапах комбинированного урока и на контрольно-обобщающем уроке.
На уроках ОБЖ мною используются следующие группы игровых средств:
1. Дидактические игры:
“Проверь себя”
Данная игра используется как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Дидактическим материалом в данной игре являются карточки – картинки с соответствующим сюжетом, картинки, стихотворением.
Правила игры.
- 1 вариант. Учитель раздает обучающимся по 2-3 карточки-картинки и зачитывает стихотворение. Обучающийся должен узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, например, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее.
- 2 вариант. Учитель показывает картинку обучающимся, а они должны объяснить, например, какая ситуация на ней изображена и как ее избежать.
“Домино”
Данная игра используется при закреплении и проверке полученных знаний. Дидактическим материалом являются карточки-домино.
Правила игры. Обучающиеся получают дидактический материал, который должны сложить, соотнеся картинку и описание.
“Крестики-нолики”
Данная игра используется на контрольно-обобщающем уроке. Дидактическим материалом в данной игре является тематическое поле. Например, при изучении темы “Первая медицинская помощь”.
Правила игры. Обучающиеся делятся на 2 команды – “крестики” и “нолики”. Обучающиеся по очереди выбирают поле. Учитель задает вопрос по данной теме. Если они правильно отвечают на данный вопрос, то в тематическом поле появляется знак – символика этой команды, а если отвечают не правильно – то знак другой команды. Выигрывает та команда, которая первой закроет горизонтальный или вертикальный ряд по диагонали своими символами.
“Семь бед – один ответ”
Данная игра используется при закреплении знаний.
Правила игры. Учитель задает обучающимся одно обобщающее слово или картинку, а обучающиеся должны назвать характеризующие это понятие компоненты. Например, слово “кровотечение”. Ответы обучающихся могут быть следующими: артериальное, венозное, йод, бинт, жгут и т.д.
“Найди ошибки”
Данная игра используется при закреплении знаний.
Дидактическим материалом в данной игре являются карточки-картинки с ошибками, обучающиеся должны их найти и объяснить свой выбор.
Правила игры. Учитель раздает обучающимся карточки-картинки с ошибками, а обучающиеся должны их найти и объяснить свой выбор.
“Третий лишний”
Данная игра используется при закреплении и проверке полученных знаний. Дидактическим материалом в данной игре являются карточки-картинки.
Правила игры. Учитель раздает обучающимся тематические карточки-картинки. Обучающиеся должны найти лишнюю и объяснить свой выбор.
2. Сюжетно-ролевые игры.
Данный вид игры используется при закреплении знаний. Обучающимся предлагается обыграть предложенную ситуацию, например, вызвать скорую помощь.
3. Ситуационные задачи.
Данная игровая деятельность может быть использована на разных этапах урока.
Правила игры. Обучающимся задается ситуационная задача, и они должны предложить ее решение и объяснить свой выбор. Например, “Группа из пяти человек отправилась в поход на 5 дней. Они добрались до пункта назначения и сделали привал. Развели костер, поставили палатку, т.е. обустроили место привала. На третий день Ваня пошел за водой. И вдруг ребята услышали крик. Они побежали на крик и увидели, что Ваня лежит на земле и держится за ногу. Они спросили: “Ваня, что случилось?” Ваня рассказал, что когда спускался к реке, то поскользнулся и повредил ногу. Он испытывал постоянную сильную боль, конечность была искривлена. Каковы ваши действия?”
4. Тематические пазлы.
Данная игра используется как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Дидактическим материалом в данной игре являются разрезанные карточки-картинки.
Правила игры. Учитель раздает обучающимся разрезанные пазлы/карточки-картинки. Обучающиеся должны собрать их и ответить на вопросы, предложенные учителем.
Так же на уроках используются ребусы, загадки, кроссворды.
Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени выраженности дает возможность овладеть знаниями, охватывающими теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) его среды обитания, а также развивать смысловые, эмоциональные и когнитивные аспекты личности.