Методическое обоснование
Данная методическая разработка посвящена истории Сталинградской битвы. Разработка рассчитана на обучающихся 9 класса, а так же может быть использована как материал для проведения классного часа в средней и старшей школе. Планируемое время проведения занятия – 1 учебный час. Тип урока – повторительно-обобщающий интегрированный урок истории и немецкого языка.
Данная тема является актуальной, так как современное гуманитарное образование предполагает становление общественно активной личности, обладающей чувством собственного достоинства, наделенной гражданским самосознанием и ответственностью, что неотделимо от понятия патриотизма как чувства гордости не только за Отечество в глобальном масштабе, но и за свою малую Родину, а также воспитание толерантности у подрастающего поколения.
Цель разработки:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей малой Родины;
- Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории;
- Формирование толерантности в ходе ознакомления с историческим прошлым нашей Родины.
- создание условий для овладения обучающимися опытом продуктивной коммуникации и опыта применения знаний в разрешении проблем различных видов.
В связи с этим задачами разработки стали:
- На конкретных примерах познакомить обучающихся с особенностями мироощущения немецких и русских солдат в период Сталинградской битвы;
- Сформировать представление о том, что и русские и немецкие солдаты были прежде всего людьми, достойными понимания и уважения;
- обретение опыта толерантности в принятии иной культуры, иных традиций.
Использование данной разработки будет способствовать формированию у обучающихся таких умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций как:
- умение обосновывать суждения;
- осуществлять поиск информации по данной теме в источниках различного типа;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание полученной информации;
- формулирование полученных результатов;
- формирование опыта выделения ключевых слов из текста, обретение опыта сопоставительного анализа
Для реализации поставленных целей и задач были использованы такие формы работы как работа с источниками дополнительной информации, написание творческих работ.
Цели урока:
- На конкретных примерах познакомить обучающихся с особенностями мироощущения немецких и русских солдат в период Сталинградской битвы;
- Сформировать представление о том, что и русские и немецкие солдаты были прежде всего людьми, достойными понимания и уважения;
- уметь включаться в групповую дискуссию, применяя освоенный лексический материал.
Оборудование: 4 листа формата А3, маркеры, раздаточный материал «Письма русских солдат из Сталинграда», «Письма немецких солдат из Сталинграда», немецко-русский словарь.
Предварительная подготовка: класс заранее делится на две группы: «немцы» (обучающиеся английской группы) и «русские» (обучающиеся немецкой группы); обучающиеся дома подбирают характеристики, описывающие противника.
План урока:
- Актуализация знаний
- Основная часть
- Заключительная часть
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы заканчиваем изучение темы, посвященной Сталинградской битве. Она стала началом коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Какой образ участников битвы – и с немецкой, и с советской стороны – сложился у вас после изучения темы? На чем основываются ваши представления? Характеристики запишите на листах, прикрепленных к доске.
Учащиеся: варианты ответов.
Учитель: Откуда были взяты сведения, позволившие дать подобные характеристики?
Учащиеся:: из дневниковых записей, донесений.
2. Основная часть.
Учитель: Можно ли составить полную характеристику чего-либо, наблюдая за объектом только с одной стороны? Нет.
Давайте обратимся к письмам и дневниковым записям участников битвы, но работать каждая группа будет с материалом, оставленным противоположной стороной. «Немцы» будут читать письма «русских», и наоборот. В ходе работы вы должны ответить на вопросы:
1. Кому написаны письма?
2. О чем говорится в письмах?
3. Какой тон носит повествование?
4. Какими характеристиками обладают авторы писем?
Учащиеся: работа с раздаточным материалом. «Немцы» работают с письмами русских солдат (Приложение 1). Целесообразно разбить их на микрогруппы, с расчетом, что одна микрогруппа читает и отвечает на вопросы по одному письму. «Русские» - работают с письмами немецких солдат (Приложение 2), при этом каждый из группы должен прочитать и ответить на вопросы ко всем письмам.
Учитель: Запишите полученные характеристики на чистых листах, вывешенных на доске. Сравните характеристики, которые вы записали в начале урока и теперь. Изменились ли ваши представления о противнике? Как? Почему? Приведите примеры из писем, которые позволили вам сделать такое заключение.
3. Заключительная часть.
Война давно закончилась. Она принесла нам неисчислимые беды. Следует помнить ее уроки и жить так, чтобы подобное никогда больше не повторилось. Для этого надо научиться жить в мире. Но если не примириться с прошлым, не простить бывших врагов, то это никогда не получится. Много веков назад великий персидский поэт Омар Хайям сказал:
И с другом, и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
Этими словами позвольте закончить наш сегодняшний урок.
Домашнее задание: написать эссе по высказыванию А.И. Герцена «Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПИСЬМА СОВЕТСКИХ СОЛДАТ (материалы взяты из архива музея-заповедника «Сталинградская битва»)
5 сентября 1942 г.
Добрый день или вечер. Здравствуй, моя дорогая мама. С приветом к тебе твой сын Андрей.
Шлю тебе свой горячий привет, и желаю всего хорошего, в твоей одинокой жизни… Мне жаль только одну тебя, мою единственную любимую мать. В эти последние дни моей жизни мне не мило ничто, кроме тебя. Увидеть бы тебя хоть за какие деньги составило бы для меня наивысшее счастье в моей жизни. Но не плачь, моя голубка, я не в силах самовольно тебя видеть. Быть может, судьба сведёт меня с тобою, хотя на несколько часов. Прошу только не плакать, моя милая мама.
Мы рождены не для мучений,
Но нам приходится страдать.
Прощай, мой наивысший гений,
Моя страдальческая мать.
До свидания, дорогая мама.
20 октября 1942 г.
Первым долгом спешу сообщить тебе о своей жизни в настоящее время. Раз ходили бой. Дорогая моя мама, живи спокойно, смотри за хозяйством. Много на душе всего, но не перескажешь.…
10 ноября 1942 г.
Из чужого далёкого края,
Где постылым мне кажется свет
Посылаю тебе, дорогая,
Свой горячий сердечный привет.
Здравствуй, моя любимая мама. С приветом к тебе твой сын Андрей. Первым долгом спешу уведомить тебя, мама, что я пока жив-здоров. Обо мне не заботься. Пока на старом месте. Мама, напиши мне, что у вас деется. И что слышно о моих товарищах: Толе, Грачёве Д. и живы ли они.
И сейчас в минуты сладострастья,
В перерывах жизни фронтовой
В эти дни томительного счастья
Вспоминаю милый образ твой.
Пока, дорогая мама, до свидания. Остаюсь твой сын Андрей.
Письмо боевого друга 28 января 1943 года.
Здравствуйте, тётя Ульяна Савватеевна, мамаша моего товарища по оружию. Я, как и все воины сочувствую вам, нашим матерям, особенно Вам, так как Андрюша – Ваш единственный сын. Это очень печальная весть о нём.
Мы с Андрюшей часто говорили о будущем. Но нехорошую мысль мы всегда избегали. Он много рассказывал о ваших местах, озёрах, о знакомых и друзьях. Мы с ним много прошли километров с боями. 23 января 1943 года в 11 часов вечера противник нас обстрелял. Андрей был ранен в грудь. Умер сразу.
…Когда опускали гроб, дали салют и поклонились солдату, отдавшему жизнь за Родину.
Прошу – успокойте себя для дальнейшей жизни.
Николай.
2 февраля 1943 год.
Здравствуйте, тётя Ульяна Савватеевна. Передаю Вам привет и самых наилучших пожеланий в вашей жизни. Сегодня я получил второе ваше письмо. И не знаю, как вам ответить. И как успокоить вас. В последнем письме вы спрашиваете, как он чувствовал себя в этот день. Вы знаете, что он хорошо писал стихи. И вот с утра он всё время писал и писал, сидя у телефона. Я был от него в метрах 500, возле пушки. Он на одной окраине сидел, я на другой. Я изредка спрашивал как дела. Он говорил – хорошо. И читал мне свои стихи и песни им сочинённые. Перед заходом солнца нас обстрелял противник. Но обошлось благополучно. И в 11 часов вечера был последний налёт в жизни Андрюши. Утром мы его похоронили на окраине сада.
«Кто найдёт эту записку, я прошу убедительно послать её по адресу: Омская область, Бердюжский район, село Бердюжье. Получить Масляковой Варваре Андреевне лично.
Здравствуйте родные - мама, Мария, Екатерина. С приветом к вам Александр. Записку эту вы получите в том случае, когда я погибну, и кто из сознательных людей найдётся, возьмёт эту записку и отошлёт вам. Я только, мои родные, прошу вас одно: с получением этой записки не плакать и не грустить.
Родные мои, тяжело мне было писать эту записку, но я как командир, писал её мужественно, с большим терпением. Конечно, мои родные, я ещё молодой. Я только что стал жить. Мне только сейчас понятно стало, что такое жизнь, и, наконец, мне хочется жить и жить. Ну, ничего не поделаешь. Видимо, моя судьба такая. Мне пришлось провести полностью мою жизнь, которую я провёл за последние годы, и, возможно, вы, мои родные, на меня в чём-нибудь обижаетесь. Я прошу вас простить меня во всём, в чём я был для вас виноватым. Но я считаю, что я для вас ничего плохого не делал и не старался. И помирая, я только, родные мои сестрёнки Мария и Катя, прошу вас обеспечить нашей родной маме хорошую жизнь. Ей пришлось немало перенести трудностей, когда мы были ещё пацанами, ничего не понимающими.
Кажется странно, но оно так. Был Александр, а сейчас его нет, и не будет. Он будет знать только одно, что Родина его растила, Родина любила, Родина с него это требовала, и он Родине отдал всё, что мог. Пока всё. Прощайте мои дорогие родные. Привет всем знакомым и близким. Прощайте. Ваш сын, брат Александр.
Эх, а всё-таки жить хочется, я ещё молодой. Моя жизнь была вся впереди.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Briefe aus Stalingrad (материалы взяты из архива музея-заповедника «Сталинградская битва»)
Liebe Moni!
Ich habe so viel in den letzten Nächten geweint. Sechsundzwanzigmal habe ich dir schon aus dieser verfluchten Stadt geschrieben und du hast mir mit 17 Briefen geantwortet. Nun schreibe ich noch einmal und dann nicht mehr. So, da steht es! Ich habe lange darüber nachgedacht, wie ich diesen inhaltsschweren Satz formulieren sollte, um alles in ihm zu sagen, und doch nicht so weh zu tun. Es gibt keinen Sieg! Stalingrad ist keine militärische Notwendigkeit, sondern ein politisches Wagnis - und dieses Experiment macht ihr Sohn nicht mit! Mir kann man nicht einreden, dass die Kameraden mit dem Worte „Deutschland“ oder „ Heil Hitler “auf den Lippen sterben. Gestorben wird - das läßt sich nicht leugnen; aber das letzte Wort gilt der Mutter, oder dem Menschen den man am Liebsten hat oder nur dem Ruf nach Hilfe.
Liebe Erna!
Seit ein paar Wochen steht der Postsack in der Ecke und keiner weiß, ob sie die Briefe je nach Hause senden.Habt Ihr schon Schnee?Frag lieber nicht mehr, wann ich 'Die Forelle' für Dich spielen werde.Ich werde nie mehr Klavier spielen.So leid's mir tut, schlag es Dir aus dem Kopf. An meiner linken Hand fehlt mir der Mittelfinger - rechts sind drei mir abgefroren.
Doch kann ich schon ganz gut den Becher halten, mit kleinem Finger … Zwei Tage lang hab ich geübt, damit den Abzug zu bedienen. Als Pianist werd ich wohl kaum Karriere machen, nun frag ich mich, was mir dann bleibt. Ich kann doch nicht mein ganzes Leben nur mehr schießen.Vielleicht bin ich irgendwann noch zu gebrauchen.Verzeih mir diese Ironie. Ich liebe Dich… Heuet Nacht wirds bitter kalt und später habe ich Wache.Da habe ich soviel Zeit, an Euch und an Zuhaus zu denken. Leb wohl, mein Liebes und noch eine Bitte: zeig Lottchen dieses Foto von uns beiden.Du weißt schon, das vom Urlaub an der Nordsee.Ich möchte, daß sie mich erkennt, wenn ich an Eurer Türe klingle.
DeinFranz
LiebsteMutti!
Ich glaube, es wird höchste Zeit, daß ich Dir meine herzlichsten Glückwünsche zum Geburtstag sende, sonst kommen sie zu spät. Ich habe über eine Woche nicht mehr geschrieben. Aber das ist, wie Ihr Euch denken könnt, nicht meine Schuld. Man konnte nämlich während dieser Zeit keine Post abgeben und auch jetzt nur 10gr Briefe. Ich bin nur froh, daß wir jetzt wieder etwas Post warden. Mir geht es an sich ganz gut. Ich werde immer noch als Gelbsuchtkranker behandelt, d.h. ich mache überhaupt keinen Dienst mit.
Vorgestern war ja bereits der erste Adventssonntag und genauso still und geräuschlos wird das Weihnachtsfest kommen. Euch wünsche ich einen wunderschönen Tannenbaum, viel Freude und Geschenke. Macht Euch bitte keinen Kummer, weil ich zum 1. Mal nicht dabei bin, in Gedanken bin ich es unablässig doch. Dieses Jahr wird es ja wieder eine folge von 5 Feiertagen sein. Sagt bite allen lieben Leuten, daß der kleine Soldat am Wolgastrand ihnen ein ebeso frohes Fest wie ein gutes neuer Jahr wünscht.
Und nun Mutti ein angenehmes neues Lebensjahr, in dem die Arbeit hoffentlich weniger, die Gesundheit besser wird. Und Herzliche Grüße und heiße Küsse sendet Euch allen
Euer Ekki.