Важнейшим условием реализации ФГОС сегодня является взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников, вовлечение родителей в воспитание и образовательную деятельность дошкольного учреждения.
Успешное взаимодействие детского сада и семьи способствует гармоничному социально-личностному развитию ребенка, педагогическому воспитанию самих родителей, сплочению родительского и детского коллектива. Установление тесных взаимоотношений с каждым родителем, знакомство с традициями семейного воспитания, спецификой детско-родительских отношений в семьях, проблемами конкретных родителей в воспитании детей - вот только немногий перечень задач, стоящих перед педагогами в современных реалиях.
Для решения этих задач в педагогической практике ДОУ используются всевозможные направления взаимодействия педагога с родителями. Это и педагогический мониторинг (анкетирование, беседы), педагогическая поддержка и педагогическое образование родителей, и конечно же, совместная деятельность педагогов и родителей.
Главной задачей в этом направлении является стремление педагога сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует, помимо традиционных праздников и досугов (праздник Осени, праздник Нового года, праздника для мам – 8 Марта и праздника для пап – 23 февраля), всевозможные мастер-классы (новогодние, пасхальные), квесты, конкурсы и многое другое. Важнейшее условие подобных мероприятий - присутствие родителей как непосредственных участников, совместно с детьми участвующих во всем происходящем - будь то мастер-класс, представление собственного номера, совместное участие в представлении.
Тематика и формы таких мероприятий зависят от возраста дошкольников и тех целей, которые ставит педагог. В группах раннего и младшего возраста, когда дети впервые приходят в дошкольное учреждение, и процесс адаптации у всех происходит по-разному, в начале учебного года (в конце сентября – начале октября) возможно проведение досуга, где детям и родителям предлагаются игры и упражнения на установление доверительных отношений «ребенок – родитель – педагог». Подобные мероприятия способствуют снижению уровня тревожности детей и их родителей, ознакомлению родителей с различными играми и релаксационными упражнениями, социальной адаптации к ДОУ семьи в целом. (Рисунок 1-3)
В старшем возрасте актуальными будут совместные детско-родительские проекты поисково-исследовательской и творческой направленности. Это может быть мероприятие выходного дня в одном из парков города – например, квест «Как мы следы Осени искали», в ходе которого детям и родителям, чтобы попасть в гости к Осени, предлагалось выполнить ряд заданий. По окончании квеста возможна организация родителями пикника. (Рисунок 4-6)
Традиционный конкурс осенних поделок можно сделать тематическим – например, «Осенний головной убор», и включить в традиционный осенний праздник демонстрацию этих шляпок-поделок родителями и детьми в форме дефиле.
Огромной популярностью и любовью среди детей и родителей пользуются различные мастер-классы. В преддверии Нового Года это может быть изготовление новогодней игрушки для детей младшего возраста, изготовление и написание открытки Деду Морозу для детей среднего возраста, для старшего и подготовительного – представление совместного номера родителей и ребенка. (Рисунок 7-9) С удовольствием дети и родителя принимают участие и в пасхальных мастер-классах. (Рисунок 10-12)
В результате подобных мероприятий поддерживается интерес родителей к развитию собственного ребенка, родители имеют возможность увидеть индивидуальность своего ребенка, оценить особенности его социального, познавательного развития, достигается установление доверительных и партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами.
В качестве примера подобного мероприятия предлагается разработка семейного досуга «Как лесной Колобок нашел друзей» для детей средней группы. Помимо традиционных песен и танцев, досуг включает в себя драматизацию сказки В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок» и участие родителей в театре теней. Предлагаемый досуг рекомендуется проводить как заключительное мероприятие в конце учебного года.
(Рисунок 13-16)
Досуг для детей и их родителей «Как лесной Колобок нашел друзей»
Форма совместной деятельности: семейный досуг.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Целевая аудитория: воспитанники средней группы, родители и другие члены семьи.
Социальный партнер: музыкальный руководитель.
Средства:
Оборудование – CD-проигрыватель; лампа для радужных бликов; настольная лампа, экран для театра теней.
Наглядные материалы – карточки-схемы для театра теней, бумажные солнышки.
Музыкальные – «Разноцветные стекляшки» - Автор текста: Рубальская Л. Композитор: Савельев Б.; «Ёжик» - Автор: В.Москвин; «Солнечные зайчики» - Автор: Бочковская А. Композитор: Ермолов А.; «Светит солнышко» - Автор: В.Орлов, Композитор: Ермолов А.
Цель: создание в детском саду необходимых условий для развития доброжелательных, ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре.
- Формировать умение следить за развитием действия.
Развивающие задачи:
- Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений (Солнечные зайчики просыпаются, прыгают, играют).
- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей с использованием мимики и пантомимы (ёжик веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк).
- Развивать стремление импровизировать на сюжеты песен и сказки.
Воспитательные задачи:
- Способствовать проявлению положительных эмоций;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Планируемый результат:
Для ребенка:
- Удовлетворение стремлений и потребностей в освоении социальных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; потребности в любви и одобрении.
Для родителей:
- Удовлетворение потребности быть успешным в воспитании ребенка;
- Установление доверительных отношений между детьми и родителями.
Сценарий мероприятия
Организационный момент.
Под музыкальное сопровождение дети вбегают в группу и исполняют танец «Разноцветные стекляшки».
Воспитатель здоровается с родителями и предлагает им посмотреть в исполнении детей старую, всем известную сказку, но рассказанную на новый лад.
Драматизация.
Воспитатель: Открываем ушки, открываем глазки, слушаем сказку.
Жили-были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес.
Выходят старик и старуха:
Старик и говорит старухе:
- Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?
Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок – и наткнись на что-то колючее.
«Ой!» - закричала старуха. А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.
Катится колобок по дорожке, навстречу ему Волк.
Выходит, Волк:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою.
И Колобок запел:
Дети хором исполняют песенку Колобка:
Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
От тебя, Волк, подавно уйду!
Волк рассердился, - хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, - ой, больно! А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, навстречу ему Медведь.
Выходит, Медведь:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Медведь, я тебе песенку спою.
И Колобок запел:
Дети хором исполняют песенку Колобка:
Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Медведь, подавно уйду!
Медведь рассердился, - хотел его в пасть схватить, губы наколол, - ой, больно! А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, навстречу ему Лиса.
Выходит, Лиса:
- Колобок, Колобок, куда катишься?
- Качусь по дорожке.
- Колобок, Колобок, спой мне песенку!
И Колобок запел:
Дети хором исполняют песенку Колобка:
Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел,
От тебя, Лиса, подавно уйду!
И только было покатился по дорожке, Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - и поплыл. Тут все и увидел, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной Ёж.
Дети исполняют песенку «Ёжик».
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Воспитатель обращается к Ёжику:
-Ёжик, почему ты такой грустный? Ты же сильный, смелый! Что с тобой случилось?
Ёжик: Я грущу, потому что у меня нет друзей, и мне не с кем играть.
Воспитатель: Я думаю, мы сейчас тебе поможем. Посмотри, кто это к нам пришел?
Воспитатель выводит на стену прожектором радужные блики и предлагает детям всем вместе поиграть в догонялки с Солнечными зайчиками.
Танец «Солнечные зайчики».
После игры с Солнечными зайчиками воспитатель предлагает детям самим стать солнечными зайчиками и исполнить танец.
Театр теней.
Дети присоединяются к родителям. Воспитатель обращается к родителям и предлагает им также принять участие в представлении. Взрослым раздают картинки со схемами теневого театра. Все желающие родители вместе со своими детьми демонстрируют театр теней.
Танец «Светит солнышко».
Дети исполняют заключительный танец с солнышками «Светит солнышко».
Рефлексия.
Всем участникам раздаются угощения и воздушные шары.
Список литературы.
- Бианки В. Лесной колобок – колючий бок.- М.: Малыш, 1988.
- Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: учебное пособие.– Просвещение РОСМЭН, 2004.- 98с.
- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методичесое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 96с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду: учебное пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
- http://deti-online.com/learning/teatr-teney/