Организация взаимодействия с семьей посредством семейного досуга

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшим условием реализации ФГОС сегодня является взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников, вовлечение родителей в воспитание и образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Успешное взаимодействие детского сада и семьи способствует гармоничному социально-личностному развитию ребенка, педагогическому воспитанию самих родителей, сплочению родительского и детского коллектива. Установление тесных взаимоотношений с каждым родителем, знакомство с традициями семейного воспитания, спецификой детско-родительских отношений в семьях, проблемами конкретных родителей в воспитании детей - вот только немногий перечень задач, стоящих перед педагогами в современных реалиях.

Для решения этих задач в педагогической практике ДОУ используются всевозможные направления взаимодействия педагога с родителями. Это и педагогический мониторинг (анкетирование, беседы), педагогическая поддержка и педагогическое образование родителей, и конечно же, совместная деятельность педагогов и родителей.

Главной задачей в этом направлении является стремление педагога сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует, помимо традиционных праздников и досугов (праздник Осени, праздник Нового года, праздника для мам – 8 Марта и праздника для пап – 23 февраля), всевозможные мастер-классы (новогодние, пасхальные), квесты, конкурсы и многое другое.  Важнейшее условие подобных мероприятий -  присутствие родителей как непосредственных участников, совместно с детьми участвующих во всем происходящем - будь то мастер-класс, представление собственного номера, совместное участие в представлении.

Фото с мероприятия.

Тематика и формы таких мероприятий зависят от возраста дошкольников и тех целей, которые ставит педагог. В группах раннего и младшего возраста, когда дети впервые приходят в дошкольное учреждение, и процесс адаптации у всех происходит по-разному, в начале учебного года (в конце сентября – начале октября) возможно проведение досуга, где детям и родителям предлагаются игры и упражнения на установление доверительных отношений «ребенок – родитель – педагог».  Подобные мероприятия способствуют снижению уровня тревожности детей и их родителей, ознакомлению родителей с различными играми и релаксационными упражнениями, социальной адаптации к ДОУ семьи в целом. (Рисунок 1-3)

В старшем возрасте актуальными будут совместные детско-родительские проекты поисково-исследовательской и творческой направленности. Это может быть мероприятие выходного дня в одном из парков города – например, квест «Как мы следы Осени искали», в ходе которого детям и родителям, чтобы попасть в гости к Осени, предлагалось выполнить ряд заданий. По окончании квеста возможна организация родителями пикника. (Рисунок 4-6)

Традиционный конкурс осенних поделок можно сделать тематическим – например, «Осенний головной убор», и включить в традиционный осенний праздник демонстрацию этих шляпок-поделок родителями и детьми в форме дефиле.

Огромной популярностью и любовью среди детей и родителей пользуются различные мастер-классы. В преддверии Нового Года это может быть изготовление новогодней игрушки для детей младшего возраста, изготовление и написание открытки Деду Морозу для детей среднего возраста, для старшего и подготовительного – представление совместного номера родителей и ребенка. (Рисунок 7-9) С удовольствием дети и родителя принимают участие и в пасхальных мастер-классах. (Рисунок 10-12)

В результате подобных мероприятий поддерживается интерес родителей к развитию собственного ребенка, родители имеют возможность увидеть индивидуальность своего ребенка, оценить особенности его социального, познавательного развития, достигается установление доверительных и партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами.

В качестве примера подобного мероприятия предлагается разработка семейного досуга «Как лесной Колобок нашел друзей» для детей средней группы. Помимо традиционных песен и танцев, досуг включает в себя драматизацию сказки В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок» и участие родителей в театре теней. Предлагаемый досуг рекомендуется проводить как заключительное мероприятие в конце учебного года.

(Рисунок 13-16)

Досуг для детей и их родителей «Как лесной Колобок нашел друзей»

Форма совместной деятельности: семейный досуг.

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Целевая аудитория: воспитанники средней группы, родители и другие члены семьи. 

Социальный партнер: музыкальный руководитель.

Средства:

Оборудование – CD-проигрыватель; лампа для радужных бликов; настольная лампа, экран для театра теней.

Наглядные материалы – карточки-схемы для театра теней, бумажные солнышки.

Музыкальные – «Разноцветные стекляшки» - Автор текста: Рубальская Л. Композитор: Савельев Б.; «Ёжик» - Автор: В.Москвин; «Солнечные зайчики» -  Автор: Бочковская А. Композитор: Ермолов А.; «Светит солнышко» - Автор: В.Орлов, Композитор: Ермолов А.

Цель: создание в детском саду необходимых условий для развития доброжелательных, ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Пробуждать интерес детей к театрализованной игре.
  • Формировать умение следить за развитием действия.

Развивающие задачи:

  • Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений (Солнечные зайчики просыпаются, прыгают, играют).
  • Развивать умение имитировать характерные действия персонажей с использованием мимики и пантомимы (ёжик веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк).
  • Развивать стремление импровизировать на сюжеты песен и сказки.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Планируемый результат:

Для ребенка:

  • Удовлетворение стремлений и потребностей в освоении социальных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; потребности в любви и одобрении.

Для родителей:

  • Удовлетворение потребности быть успешным в воспитании ребенка;
  • Установление доверительных отношений между детьми и родителями.

Сценарий мероприятия

Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение дети вбегают в группу и исполняют танец «Разноцветные стекляшки».

Воспитатель здоровается с родителями и предлагает им посмотреть в исполнении детей старую, всем известную сказку, но рассказанную на новый лад.

Драматизация.

Воспитатель: Открываем ушки, открываем глазки, слушаем сказку.

Жили-были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес.

Выходят старик и старуха:

Старик и говорит старухе:
- Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок – и наткнись на что-то колючее.

«Ой!»  - закричала старуха. А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.

Катится колобок по дорожке, навстречу ему Волк.

Выходит, Волк:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою.

И Колобок запел:

Дети хором исполняют песенку Колобка:

Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился, - хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, - ой, больно! А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, навстречу ему Медведь.

Выходит, Медведь:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Медведь, я тебе песенку спою.

И Колобок запел:

Дети хором исполняют песенку Колобка:

Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь рассердился, - хотел его в пасть схватить, губы наколол, - ой, больно!  А Колобок вскочил на коротенькие ножки и побежал по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, навстречу ему Лиса.

Выходит, Лиса:

- Колобок, Колобок, куда катишься?

- Качусь по дорожке.

- Колобок, Колобок, спой мне песенку!

И Колобок запел:

Дети хором исполняют песенку Колобка:

Я Лесной Колобок - Я Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус не хорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел,
От тебя, Лиса, подавно уйду!

И только было покатился по дорожке, Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, -  и поплыл. Тут все и увидел, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной Ёж.

Дети исполняют песенку «Ёжик».

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Воспитатель обращается к Ёжику:

-Ёжик, почему ты такой грустный? Ты же сильный, смелый! Что с тобой случилось?

Ёжик: Я грущу, потому что у меня нет друзей, и мне не с кем играть.

Воспитатель: Я думаю, мы сейчас тебе поможем. Посмотри, кто это к нам пришел?

Воспитатель выводит на стену прожектором радужные блики и предлагает детям всем вместе поиграть в догонялки с Солнечными зайчиками.

Танец «Солнечные зайчики».

После игры с Солнечными зайчиками воспитатель предлагает детям самим стать солнечными зайчиками и исполнить танец. 

Театр теней.

Дети присоединяются к родителям.  Воспитатель обращается к родителям и предлагает им также принять участие в представлении.  Взрослым раздают картинки со схемами теневого театра. Все желающие родители вместе со своими детьми демонстрируют театр теней.

Танец «Светит солнышко».

Дети исполняют заключительный танец с солнышками «Светит солнышко».

Рефлексия.

Всем участникам раздаются угощения и воздушные шары.

Список литературы.

  1. Бианки В. Лесной колобок – колючий бок.- М.: Малыш, 1988.
  2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352 с.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: учебное пособие.– Просвещение РОСМЭН, 2004.- 98с.
  4. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методичесое пособие для педагогов ДОУ и родителей.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 96с.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду: учебное пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
  6. http://deti-online.com/learning/teatr-teney/