Цель проекта:
- Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, коми языка, воспитание чувства патриотизма. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, вызвать желание помочь егерям Тундры: спасти животных от браконьеров.
- Узнать более подробно, какие животные проживают в тундре, узнать все о климате тундры, какое население проживает в тундре, узнать, почему гибнут и исчезают животные тундры.
Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.
Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Почему исчезают животные в Тундре?» воспитывать доброжелательное отношение к животным, узнать через проект, как сохранить животных от браконьеров, узнать какие службы занимаются спасением животных, результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности. Через проект прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас. Формируем умение самостоятельно решать познавательно-исследовательских задачи. Вызываем интерес и желание детей создать модель машины слежения за браконьерами, используя неоформленный материал (природный, бросовый, подручный). Стимулируем инициативу, самостоятельность, в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в процессе детской деятельности.
Социальная значимость проекта: развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
Экологический проект: краткосрочный
Подготовительная группа
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Тема: «Почему исчезают животные в Тундре?»
Цель проекта: Воспитывать доброжелательное отношение к природе, вызвать желание помочь егерям Тундры: спасти животных от браконьеров.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители
Объект исследования: Тундра
Предмет исследования: животный мир в тундре
Цель: узнать более подробно, какие животные проживают в тундре, узнать все о климате тундры, какое население проживает в тундре, узнать, почему гибнут и исчезают животные тундры.
Предположение: Возможно, что, пополнив знания о тундре в более интересной, увлекательной, игровой форме – дети научатся более почтительно и бережнее относиться к природе, животному миру.
Задачи:
I. обучающие:
- Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
- Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;
- Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
II. развивающие:
- развивать процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение;
- учить работать с источником информации;
- развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру
- прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
III. воспитательные: - воспитывать бережливое отношение к природе, животному миру, уважение к труду егеря.
Планируемый результат:
- понимание детьми о природных особенностей тундровой зоны
- знания детьми о профессии егеря
- умение детей применять трудовые навыки;
- пополнение словарного запаса детей;
- формирование умений самостоятельно решать познавательно-исследовательских задачи
- изготовление своими руками « машину слежения за браконьерами» ( бросовый материал) -развивается у детей инициатива самостоятельности
Актуальность:
Знакомство детей с природным миром тундры, дети узнают о народах тундры, о их промыслах, о их традициях, изучают все о природном мире. Знакомятся с новыми профессиями людей: егеря, оленеводства… В процессе знакомства детей с новыми понятиями пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природе. Говоря с детьми о природе, возникают такие проблемы, как гибнут животные, уничтожаются леса, загрязняются воды и виной в большей степени становится человек.
Изучая все о жизни севера: о природных явлениях, животном мире, мы с детьми решили выяснить, почему же природа и животный мир тундры находится в опасности и решили помочь сохранить природу тундры.
Реализация проекта включает три этапа:
I этап – организационный: «Рождение проблемы».
- постановка цели проекта
- постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом.
Работа с родителями:
- помощь в создании презентаций о тундре
- изготовление атрибутов к играм (изготовление чума, изготовление игрушки оленя, изготовление куклы « Эскимоса»)
- помощь в проведении экскурсии в Краеведческий музей
- изготовление красочных иллюстраций к теме проекта
- определение источников информации.
II этап – основной: «Мероприятия и события».
Работа по реализации проекта
Занятия « Ознакомление с окружающим»: «Путешествие по карте», «Что такое Тундра?», «Как помочь егерям тундры от браконьеров», беседы «От чего гибнут животные тундры?» «Животные тундры занесенные в красную книгу», викторины «Знаешь ли ты Север», просмотр презентаций «Природа северного края»
Рисование: «Весна в Тундре»; «Жители Тундры»
Аппликация «Царство диких зверей»
Лепка «Заяц в Тундре»
Ручной труд «Оленье стадо»
Конструирование:
- «Заповедники в Тундре» (строительный материал)
- «Машина слежения за браконьерами «Видеонаблюдательный аппарат» (неоформленный бросовый материал)
Создание предметно развивающей среды в группе:
Природа тундры (картинки о тундре, животные тундры); эскимос в чуме; экологические помощники:
Шалун, Умница, Елочка, Тихоня.
Художественная литература:
- В. Богорозов «Олени»,
- Н. Сладков «В тундре»
- В. Степанов «Атлас животного мира»,
- А. Тихонов «Вокруг света»,
- Нанайская сказка «Кукушка», «Айога»
Исследовательская деятельность:
- «Свойства мёрзлой земли (вечная мерзлота)»
- «Свойства снега и льда»
Продуктивная деятельность:
- Изготовление дидактической игры: «Что такое тундра?», «Тундра - мой дом», «Мы тебе поможем».
- Изготовление машины для слежения за браконьерами «Видеонаблюдатель»
- Изготовление заповедников в Тундре
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевая игра: « Эскимосы»; «Егеря»; «Рыбаки»; «Оленеводы»
- дидактическая игра: «Где я живу?», «Я живу на Севере»
- подвижные игры: «Волк и зайцы», «Стой, олень!»
- хороводные игры: «Что такое тундра»
- народная игра жителей Тундры: «Два оленя»
Экскурсии:
- В Краеведческий музей на тему «Жители Севера»
Беседы:
- «Что ты знаешь о Тундре?»
- «Какие народы проживают в Тундре?»
- «Народные традиции жителей тундры?»
- «Какие животные есть в Тундре?»
- «От чего гибнут животные?»
- «Кто такие браконьеры и как с ними бороться?»
- «Что ты знаешь о профессии егеря, оленевода?»
Методы исследования: опрос детей и воспитателей, сбор информации из книг, энциклопедий.
Тема проекта: «Почему исчезают животные в Тундре»
Задачи:
- о б у ч а ю щ и е: уточнить представление детей о тундре, о природе тундры, о населениях, о традициях, о профессиях людей проживающих на севере, о проблеме тундры – идет большое истребление животных.
- р а з в и в а ю щ и е: развить аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы): сравнение, анализ, умозаключение; развитие инициативы самостоятельности.
- в о с п и т а т е л ь н а я: воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Оборудование:
- Карта России
- Иллюстрации к занятию
- Игровые персонажи
- Бросовый и природный материал
Предварительная работа:
- Беседы с детьми
- Рассматривание иллюстраций, карту России, просмотр презентаций
- Чтение сказок «Кукушка», «Айога»
- Разучивание подвижных и хороводных игр
Ход образовательной деятельности:
- Дети пришли в детский сад и обнаружили письмо от егеря - эскимоса, где он просит о помощи, что в тундре очень много браконьеров, которые убивают животных, губят растительный мир, вылавливают рыбу. Люди Тундры не справляются с отловом браконьеров и просят вас о помощи поймать браконьеров и спасти природу тундры.
- Дети изучают все о тундре и отправляются в путешествие на север. Принимая решение помочь жителям тундры в поимке опасных преступников браконьеров.
- На севере встречает детей Эскимос – егерь тундровых заповедников и его помощники: Шалун, Умница, Елочка, Тихоня. – экологические защитники.
- Ребята путешествия по Тундре решают, как будут помогать ловить браконьеров
Итоговое мероприятие:
- Выставка рисунков и поделок детей «На краю земли» (животный и растительный мир тундры)
- Изготовленная машина слежения «Видеонаблюдательный аппарат»
Итоговое занятие: Брей-ринг «Путешествие по тундре»