Отличительной особенностью данной работы является системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося ("портрет выпускника основной школы"). В соответствии с предлагаемым конструктом урока ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания, реализовывать собственные проекты, на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. На уроке меняется роль учителя от транслятора знаний и умений к организатору системной деятельности учащихся по поиску и открытию и усвоению новых знаний и способов действий. Развитие личности на уроке обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Тип занятия: комбинированный.
Класс: 7.
Цели для учащихся:
- Личностные: получить возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку.
- Метапредметные: действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, осуществлять контроль своей деятельности; решать проблемные ситуации, аргументировать свое мнение и разрешать конфликтные ситуации.
- Предметные: формировать знания и умения в оформлении изделий из песочного теста сахарной глазурью в технике точечной глади.
Цель для учителя: Создание условий для формирования УУД учащихся в оформлении песочных изделий сахарной глазурью в технике точечной глади.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и практических УУД) научить оформлять песочные изделия сахарной глазурью в технике точечной глади.
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; учиться смыслообразованию т.е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Ожидаемый учебный результат:
- общее представление об отделочных полуфабрикатах для песочных изделий;
- общее представление о способах оформления изделий из песочного теста;
- умение оформлять изделия из песочного теста сахарной глазурью в технике точечной глади;
- приобретение опыта работы в парах, навыков самооценки и взаимооценки, рефлексии.
Методы: информационно-побуждающие, проблемные, практические, наглядные.
Материально-техническое оснащение: технологические карты, иллюстрации, наглядные пособия, столы, песочные заготовки, сахарная глазурь, корнетики, ножницы, посуда, упаковочный материл, проектор, экран, ноутбук.
Литература для занятия: УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, учебник «Технология» Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, Г. Поскрёбышева, Е.Сучкова «Выпечка».
Межпредметные связи: история, русский язык.
Место проведения: кабинет технологии.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Метод |
Планируемые результаты |
Организационный этап (3 мин.) Задачи:
|
|||
Взаимное приветствие, учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на занятии, организация внимания на доброжелательном уровне, прием «Снежный комочек», знакомит с мониторингом оценки Приложение1. Слайд 1 |
Взаимное приветствие, готовность к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид, настрой на занятие.) Учащиеся высказываются, что им необходимо на уроке, знакомство с мониторингом оценки |
Входной контроль, эмоциональное стимулирование |
Личностные: самоопределение Коммуникативные: знакомство, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний (8 мин.) Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового умения», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
|||
Создание проблемной ситуации. Просмотр фильма Слайды 2-4 |
Отвечают на вопросы, заполняют технологической схемы. |
Опрос, анализ, беседа, заполнение технологической схемы. |
Познавательные : анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. |
Мотивационный этап (3 мин.) Задача: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся к постановке целей и задач на уроке. |
|||
Создание проблемной ситуации для постановки целей и задач урока. Неоконченное предложение. Слайды 5-6 |
Ставят задачи урока, планируют результат. /продукт, деятельность/ |
Информационно-побуждающий, проблемный, развитие ситуации успеха, развитие мотивационной сферы |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
Организация познавательной деятельности (7 мин.) Задача: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. |
|||
Знакомство с классификацией отделочных п/ф, с вариантами оформления изделий из песочного теста, знакомство с технологией приготовления сахарной глазури и способах оформления. Слайды 7-11 |
Знакомятся с классификацией отделочных п/ф, технологией приготовления сахарной глазури и способах оформления. |
Информационно-побуждающий |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Организация практической деятельности (15 мин.) Задача: Организовать и целенаправить практическую деятельность учащихся оформления песочного п/ф сахарной глазурью. |
|||
Создание условий для организации рабочего места, вопросы по т/б и санитарии. Показ приемов оформления. Контроль за выполнением самостоятельного оформления песочного п/ф сахарной глазурью. Слайды 12-14 Варианты использование сахарной глазури. Способы применение полученных умений. /Буклет/ Приложение 2. Слайды 15-16 |
Организация рабочего места, повторение санитарных правил и правил т/б. Самостоятельное выполнение задания в парах «Оформление изделий из песочного теста». |
Сотрудничество, самостоятельная практическая работа, самоконтроль, самооценка по эталону. |
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения цели. Личностные: применять правила делового сотрудничества. Предметные: преобразование и применение полученных знаний в практической ситуации. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин.) Задача: Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности. |
|||
Подведение итогов занятия: Ответы на вопросы по результатам занятия, закончить неоконченное предложение /тему занятия/. Вывод о достижении цели. Слайды 17-18 Возьмите смайлик;
Слайд 19. Спасибо за урок! |
Самооценка результатов деятельности индивидуально и в паре, самооценка продукта, самооценка деятельности. Заполнение мониторинга. |
Контроль, самоконтроль, коррекция, словесные поощрения, эмоциональное стимулирование. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка, взаимооценка процесса, результатов деятельности и продукта. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |